Право
Загрузить Adobe Flash Player
Навигация
Новые документы

Реклама

Законодательство России

Долой пост президента Беларуси

Ресурсы в тему
ПОИСК ДОКУМЕНТОВ

Разъяснение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 09.03.2006 № 03-30/457 "О представительстве"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2013 года

< Главная страница


Вопрос: В силу пункта 3 статьи 183 ГК представитель не может совершать сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства.

В целях правильного и единообразного применения хозяйственными судами законодательства при разрешении споров просим разъяснить: кем является руководитель юридического лица (его руководителем либо его органом?) в ситуации, когда между закрытым акционерным обществом, унитарным предприятием, открытым акционерным обществом заключен договор перевода долга по оплате задолженности за оказанные услуги, который от имени закрытого акционерного общества и унитарного предприятия подписан одним и тем же физическим лицом, являющимся одновременно руководителем этих юридических лиц?

Ответ: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь в пределах своей компетенции сообщает следующее.

Норма пункта 1 статьи 183 ГК предусматривает, что лицо, являющееся представителем, должно обладать полномочием на совершение сделки от имени другого лица, основанном, в частности, на законодательстве.

В соответствии со статьей 21 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" директор общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, заключает от его имени договоры и др.

Если обратиться к статье 56 Закона Республики Беларусь от 14 декабря 1990 года "О предприятиях" (утратил силу в августе 2004 года), то ее положения, фактически, содержали аналогичные нормы.

Принимая во внимание приведенные нормы, можно сделать вывод о том, что лицо, осуществляющее функции единоличного, в том числе выборного органа управления, является законным представителем соответствующего юридического лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законодательством и учредительными документами.

Исходя из содержания приведенной нормы можно предположить, что орган юридического лица является частью самого юридического лица, компетенция которого закреплена, в частности, в учредительных документах юридического лица, и его нельзя рассматривать как нечто отдельное от юридического лица.

Тем не менее даже при наличии прописанных в учредительных документах полномочий отдельного органа юридического лица такой орган, как составная часть юридического лица, не способен самостоятельно формировать и выражать не только свою волю, но и волю самого юридического лица, и, как следствие, не в состоянии реально представлять интересы юридического лица.

В этой связи юридическое лицо для полноценного участия в гражданском обороте и изъявления своей воли вовне в целях приобретения гражданских прав и создания для себя обязанностей, то есть для полного выражения своей дееспособности, вынуждено прибегать к помощи дееспособных лиц для представления своих интересов. К таким дееспособным лицам можно отнести физических лиц, занимающих должности в выборных органах юридического лица, которые в соответствии с учредительными документами уполномочены без доверенности представлять интересы юридического лица, действовать от его имени, в том числе совершать сделки от имени и в интересах юридического лица.

Следовательно, при представлении интересов юридического лица по вопросам формирования и выражения волеизъявления юридического лица необходимо иметь дело с волей и действиями реально существующего физического лица, занимающего должность органа юридического лица и полномочия которого совпадают с компетенцией этого органа.

В свою очередь пункт 3 статьи 49 ГК, полагаем, конкретизирует, что лицо, которое в силу акта законодательства или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

То есть данная норма материального права констатирует наличие института представительства в случаях, когда лицо выступает от имени юридического лица и действует в интересах последнего.

Правила данной нормы приводят и рамки (черты) должного поведения лица (должностного лица), выступающего от имени представляемого им юридического лица, при представлении интересов юридического лица, а именно: добросовестность и разумность. Такие черты поведения, как правило, в основном характерны для физического лица, представляющего интересы юридического лица, а не для органа юридического лица.

Принимая во внимание вышеизложенное, считаем, что физическое лицо, занимающее должность руководителя юридического лица (органа юридического лица), выступая в гражданском обороте от имени юридического лица в силу законодательства, является его законным представителем.



Заместитель Председателя

Высшего Хозяйственного Суда

Республики Беларусь Л.Г.КОЗЫРЕВА






dokumenty archiwalne
Папярэдні | Наступны
Новости законодательства

Новости Спецпроекта "Тюрьма"

Новости сайта
Новости Беларуси

Полезные ресурсы

Счетчики
Rambler's Top100
TopList