Зарегистрировано в НРПА РБ 19 октября 1999 г. N 6/75
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего - Председателя Конституционного Суда Тихини В.Г., заместителя Председателя Суда Фадеева В.А., судей Василевича Г.А., Кеник К.И., Пастухова М.И., Подгруши В.В., Середы Н.М., Тишкевича С.И., Филипчик Р.И. рассмотрел в заседании Суда заявления председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Абрамовича А.М. и главы администрации Президента Республики Беларусь Мясниковича М.В.
В заявлении председателя комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов А.М.Абрамовича содержится просьба дать разъяснение, соответствовал ли бы созыв в течение 30 дней после 1995 года выборов первого заседания 119 избранных депутатов Верховного Совета Республики Беларусь в качестве первого заседания Верховного Совета тринадцатого созыва требованиям статьи 82 Конституции Республики Беларусь и статьи 7 Закона "О Верховном Совете Республики Беларусь", учитывая принятое Конституционным Судом Заключение от 11 октября 1995 года.
Глава администрации Президента Республики Беларусь М.В.Мясникович просит разъяснить, что Конституционный Суд понимает под термином "общее число депутатов": количество депутатов, предусмотренное Конституцией 1978 года; количество депутатов, избранных на момент проведения первой сессии Верховного Совета двенадцатого созыва, количество оставшихся на сегодняшний день депутатов Верховного Совета двенадцатого созыва?
На основании статьи 41 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь" и статьи 78 Регламента Конституционный Суд разъясняет следующее.
1. Согласно статье 82 Конституции Республики Беларусь 1994 года первое заседание Верховного Совета созывается Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов не позднее чем через 30 дней после выборов.
Верховный Совет в соответствии со статьей 80 Конституции состоит из 260 депутатов, избираемых гражданами Республики Беларусь.
Часть вторая статьи 7 Закона "О Верховном Совете Республики Беларусь" предусматривает, что Верховный Совет считается правомочным при избрании не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета.
В своем Заключении от 11 октября 1995 года Конституционный Суд пришел к выводу о том, что решение вопроса о количестве депутатов, необходимом для признания правомочности вновь избранного Верховного Совета, входит в компетенцию Верховного Совета. Суд признал часть вторую статьи 7 Закона "О Верховном Совете Республики Беларусь" не противоречащей Конституции.
С учетом изложенного Суд считает, что созыв Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов первого заседания 119 избранных после майских 1995 года выборов депутатов Верховного Совета Республики Беларусь в качестве первого заседания Верховного Совета тринадцатого созыва не соответствовал бы Конституции и Закону "О Верховном Совете Республики Беларусь".
2. Согласно статье 98 Конституции Республики Беларусь 1978 года Верховный Совет состоит из 360 депутатов. В соответствии со статьями 97 и 172 указанной Конституции для принятия законов и постановлений Верховного Совета и изменений Конституции необходимо было простое большинство либо большинство не менее двух третей от общего числа народных депутатов Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь 1978 года не раскрывала содержания понятия "общее число народных депутатов Республики Беларусь".
Порядок деятельности Верховного Совета и его органов на основании статьи 114 Конституции 1978 года определяется Регламентом Верховного Совета и другими законами Республики Беларусь.
Статьей 10 Временного регламента Верховного Совета Республики Беларусь предусмотрено, что заседания Верховного Совета правомочны, если на них присутствует не менее двух третей от общего числа депутатов.
Часть четвертая статьи 63 Временного регламента Верховного Совета определяет общее число депутатов как число избранных депутатов.
В своем Заключении от 11 октября 1995 года Конституционный Суд не усмотрел противоречия статьи 10 и части четвертой статьи 63 Временного регламента Верховного Совета Конституции и законам Республики Беларусь. Вместе с тем Суд обратил внимание на то, что редакция этих статей допускает возможность неоднозначного толкования понятия "общее количество депутатов", предложив Верховному Совету внести соответствующие изменения во Временный регламент.
Конституционный Суд пришел к выводу, что под определением "общее количество депутатов" в отношении Верховного Совета Республики Беларусь двенадцатого созыва до внесения соответствующих изменений во Временный регламент следует понимать количество избранных депутатов, то есть тех депутатов, которые были избраны в установленном законом порядке и чьи депутатские полномочия на момент проведения очередного заседания Верховного Совета не прекращены в соответствии с законами Республики Беларусь.
Суд отмечает, что Временный регламент определяет лишь правомочность заседаний Верховного Совета. Согласно части второй статьи 7 Закона " О Верховном Совете Республики Беларусь" Верховный Совет как орган считается правомочным при избрании не менее двух третей от общего числа депутатов. В данном случае под общим числом депутатов Конституционный Суд понимает 360 депутатов, указанных в статье 98 Конституции 1978 года, и 260 депутатов - в статье 80 Конституции 1994 года.
Верховный Совет Республики Беларусь двенадцатого созыва как орган должен считаться правомочным при наличии в его составе не менее двух третей от 360 депутатов.
Председательствующий -
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь В.Г.ТИХИНЯ
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
СУДЬИ ВАСИЛЕВИЧА Г.А. ОТНОСИТЕЛЬНО РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО
СУДА ОТ 30 ОКТЯБРЯ 1995 ГОДА "О ТОЛКОВАНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 11 ОКТЯБРЯ
1995 ГОДА "О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
СТАТЬИ 7 ЗАКОНА "О ВЕРХОВНОМ СОВЕТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ",
СТАТЬИ 10, ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ СТАТЬИ 63 ВРЕМЕННОГО РЕГЛАМЕНТА
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ"
Не согласен с решением Конституционного Суда от 30 октября 1995 года "О толковании Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь от 11 октября 1995 года "О соответствии Конституции Республики Беларусь статьи 7 Закона "О Верховном Совете Республики Беларусь", статьи 10, части четвертой статьи 63 Временного регламента Верховного Совета Республики Беларусь" по следующим причинам.
1. По действующей Конституции (статья 81), как и по Конституции 1978 года, срок полномочий Верховного Совета - пять лет. Верховный Совет одиннадцатого созыва прекратил свое существование в марте 1990 года. С этого момента начались полномочия Верховного Совета двенадцатого созыва.
Требование Конституции (статья 82) о созыве первого заседания вновь избранного Верховного Совета не позднее 30 дней после выборов позволяет исключить ситуацию, когда в течение многих месяцев в избирательных округах действуют депутаты Верховного Совета прежнего созыва и лица, избранные в состав нового Верховного Совета. Иначе несвоевременно и неадекватно реализуется воля избирателей, представительство их интересов в законодательном органе.
Конституция предусматривает переход власти от Верховного Совета одного созыва к Верховному Совету следующего созыва в короткие сроки еще и потому, что это обеспечивает эффективность работы высшего представительного и законодательного органа. Депутаты Верховного Совета прежнего созыва в меньшей степени имеют шансы для использования парламентской трибуны в целях проведения своей избирательной кампании. В большей мере обеспечивается равенство всех кандидатов в депутаты, о чем говорится в Законе о выборах депутатов Верховного Совета Республики Беларусь.
Законодательство зарубежных стран в большинстве случаев не содержит указаний на конкретное число депутатов, которое должно быть избрано для того, чтобы парламент мог начать свою работу. Наоборот, проведение в соответствии с Конституцией выборов является точкой отсчета для обязательного начала работы парламента в течение определенного срока после даты выборов. Именно такой подход закреплен в статье 82 Конституции Республики Беларусь.
Часть вторая статьи 7 Закона о Верховном Совете противоречит также статье 91 Конституции. В ней закрепляется сохранение полномочий Верховного Совета до первого заседания вновь избранного Верховного Совета, а значит, определяется время отсчета правомочности нового Верховного Совета: со дня первого заседания, а не со дня избрания не менее 2/3 депутатов от общего числа. Часть вторая статьи 7 закона приводит к ситуации, когда в государстве будут два правомочных Верховных Совета: прежний - до первого заседания вновь избранного Верховного Совета, и новый - с избранием двух третей от общего числа депутатов.
Согласно статье 79 Конституции Верховный Совет является постоянно действующим органом. Поэтому прекращение полномочий Верховного Совета одного созыва должно приводить к началу работы Верховного Совета следующего созыва. В сложившейся ситуации с учетом требований статей 81, 82, 91 Конституции следовало созвать первое заседание Верховного Совета тринадцатого созыва. Эти доводы усиливаются и тем, что акты Верховного Совета принимаются необходимым большинством избранных депутатов (статьи 84, 149 Конституции), а не большинством от общего числа депутатов.
2. Нельзя согласиться с предлагаемым Конституционным Судом толкованием термина "общее число депутатов".
Согласно продолжающейся после принятия Закона о Верховном Совете Республики Беларусь практике работы законодательного органа, с которой согласился и Конституционный Суд, следует, что из необходимых 174 депутатов для начала работы вновь избранного Верховного Совета достаточно присутствия на сессии 116 депутатов, то есть 58 депутатов могут не участвовать в заседании. Таким образом, Верховный Совет установил еще одно формальное препятствие, с чем согласился и Конституционный Суд, на пути к реализации статей 81, 82, 91 Конституции. Ведь уже сейчас избрано 119 депутатов Верховного Совета.
До вступления в силу Закона о Верховном Совете кворум заседаний Верховного Совета исчислялся от числа избранных депутатов. Аналогичная практика существовала и в других республиках бывшего Союза ССР. Однако со вступлением Закона о Верховном Совете в действие эта практика должна была применяться исходя из закрепления в законе нового содержания понятия "общее число депутатов".
В связи с тем, что Суд не признал часть вторую статьи 7 Закона о Верховном Совете противоречащей Конституции, ею необходимо руководствоваться.
Согласно части второй статьи 7 закона "Верховный Совет считается правомочным при избрании не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета". В соответствии со статьей 10 Временного регламента заседания Верховного Совета Республики Беларусь правомочны, если на них присутствует не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета. В обоих актах используется одно и то же понятие - "общее число депутатов".
Под общим числом депутатов, предусмотренным в части второй статьи 7 закона, понимается установленное в статье 80 Конституции их число - 260 депутатов. Именно по причине неизбрания двух третей депутатов от установленной в Конституции численности на практике делается вывод о преждевременности передачи власти депутатам Верховного Совета тринадцатого созыва.
Однако одно и то же понятие, причем совпадающее дословно, не может интерпретироваться по-разному, в зависимости от чьего-то усмотрения. Поэтому согласно закрепленному в части второй статьи 7 закона принципу и новому содержанию понятия "общее число депутатов" заседания Верховного Совета двенадцатого созыва на основании статьи 10 Временного регламента (после вступления в силу Закона о Верховном Совете) правомочны, если на них присутствует не менее 240 депутатов, то есть 2/3 от 360 депутатов Верховного Совета двенадцатого созыва. (В соответствии с частью второй статьи 1 Временного регламента Верховный Совет двенадцатого созыва состоит из 360 депутатов.)
Проведение заседаний Верховного Совета двенадцатого созыва после принятия Закона о Верховном Совете свидетельствует о несоблюдении требований статьи 7 Конституции, согласно которой все органы государства связаны правом, действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней законов. Соблюдение правовых норм в первую очередь органом, их принявшим, является неотъемлемым условием существования правового государства. Тогда возможно предъявление и к иным органам и лицам требований о соблюдении Конституции и законов.
Вместе с тем не отвергаю права Верховного Совета решать вопрос о числе депутатов, необходимом для проведения его правомочных заседаний. В то же время, если соответствующие коррективы в нормативные акты не внесены, требованием закона следует строго руководствоваться.
Более подробно моя точка зрения изложена в особом мнении относительно решения Конституционного Суда от 11 октября 1995 года "О соответствии Конституции Республики Беларусь статьи 7 Закона "О Верховном Совете Республики Беларусь", статьи 10, части четвертой статьи 63 Временного регламента Верховного Совета Республики Беларусь".
Судья Г.А.ВАСИЛЕВИЧ
|