Зарегистрировано в НРПА РБ 19 октября 1999 г. N 6/111
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе Председательствующего - Председателя Конституционного Суда Василевича Г.А., заместителя Председателя - Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Воробья Г.А., Кеник К.И., Подгруши В.В., Саркисовой Э.А., Тиковенко А.Г., Шабайлова В.И., Шишко Г.Б., Шуклина В.З.
с участием представителей сторон:
Президента Республики Беларусь, внесшего предложение о проверке конституционности пункта 3 части второй статьи 66 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь: Лукашова А.И. - начальника отделения законодательства по вопросам обороны и общественной безопасности, правоохранительных и судебных органов Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь;
Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь: Орлова Л.К. - заведующего отделом уголовного и административного законодательства Управления экспертизы законопроектов Главного экспертно-правового управления Секретариата Палаты представителей;
Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь: Сенюты Л.Я. - главного специалиста отдела государственного, уголовного и административного законодательства экспертно-правового управления Секретариата Совета Республики
рассмотрел в открытом судебном заседании дело "О соответствии Конституции Республики Беларусь пункта 3 части второй статьи 66 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь".
В судебном заседании приняли участие: Пташник В.Н. - заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь; Егоров А.П. - заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; Иваненко П.И. - заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь; Сергеева О.Г. - заместитель Министра юстиции Республики Беларусь.
Производство по делу возбуждено Конституционным Судом 7 июля 1998 года по предложению Президента Республики Беларусь на основании статьи 116 Конституции, статей 5 и 6 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь" и статьи 43 Регламента Конституционного Суда.
Проверке подлежал пункт 3 части второй статьи 66 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.
Согласно части первой статьи 66 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (в дальнейшем - УПК) в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.
В соответствии с частью второй этой статьи не могут допрашиваться в качестве свидетеля:
1) адвокат, представитель профессионального союза и другой общественной организации - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением ими обязанностей защитника или представителя;
2) лицо, которое в силу своих физических или психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания;
3) близкие родственники, перечисленные в пункте 9 статьи 22 УПК, и члены семьи лица, совершившего преступления;
4) священнослужитель - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением религиозных обрядов.
В своем предложении Президент Республики Беларусь поставил вопрос о проверке конституционности пункта 3 части второй статьи 66 УПК, указав, что данный пункт противоречит Конституции Республики Беларусь и Международному пакту о гражданских и политических правах.
Заслушав судью-докладчика Саркисову Э.А., представителей сторон, проанализировав положения Конституции, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Республики Беларусь, а также международно-правовых актов, изучив материалы дела, Конституционный Суд установил следующее.
Пункт 3 части второй статьи 66 УПК был включен в эту статью Законом Республики Беларусь от 26 июня 1996 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., N 23, ст. 416). Согласно данному пункту не могут допрашиваться в качестве свидетеля близкие родственники, перечисленные в пункте 9 статьи 22 УПК, и члены семьи лица, совершившего преступление.
В обоснование принятия закона, дополнившего статью 66 УПК пунктом 3, указывалось на необходимость приведения норм Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов в соответствие с Заключением Конституционного Суда от 19 декабря 1994 г. "О соответствии Конституции примечания к статье 177 Уголовного кодекса Республики Беларусь" (Бюллетень первой сессии Верховного Совета Республики Беларусь тринадцатого созыва, N 57, с.22). По мнению Конституционного Суда, внесенный в часть вторую статьи 66 УПК пункт 3 не основывался на данном Заключении и нормах Конституции Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 27 Конституции Республики Беларусь никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников.
В пункте "g" части третьей статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах указывается, что каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным.
Анализируя указанные положения Конституции и Международного пакта о гражданских и политических правах, Конституционный Суд пришел к выводу, что близкие родственники и члены семьи лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо подсудимого вправе не давать показаний и объяснений против самих себя и этого лица, а органы, производящие дознание или предварительное следствие, и суды не вправе требовать их свидетельствования против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Положения статьи 27 Конституции и статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах не содержат ограничений права свидетелей при наличии их согласия давать показания относительно самих себя, близких родственников и членов семьи подозреваемого или обвиняемого либо подсудимого, а также не являются основанием для освобождения их от выполнения обязанностей свидетеля, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.
В статье 22 Конституции закреплены равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Предусмотренное пунктом 3 части второй статьи 66 УПК ограничение права на дачу свидетельских показаний противоречит статье 23 Конституции, допускающей ограничение прав и свобод личности лишь в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. В статье 58 Конституции закреплено положение, что никто не может быть понужден к отказу от своих прав.
Согласно статье 15 УПК суд (судья), прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, обязаны принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства. В соответствии с частью первой статьи 66 УПК в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. Такие обстоятельства, установление которых призвано способствовать всестороннему, полному и объективному исследованию и разрешению дела, могут быть известны и близким родственникам или членам семьи лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо подсудимого. При этом предмет показаний по делу может не исчерпываться лишь свидетельством события преступления либо виновности указанного лица в его совершении.
Статья 15-1 УПК обязывает орган дознания, следователя, прокурора и суд (судью) при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства уголовного дела выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Согласно статье 68 УПК свидетель может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих установлению по данному делу, в том числе о личности обвиняемого, потерпевшего и о своих взаимоотношениях с ними. В соответствии со статьей 151 УПК для выявления определенных обстоятельств при производстве предварительного следствия по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, в числе других свидетелей должны быть допрошены и родители несовершеннолетнего. Однако в силу того, что согласно пункту 3 части второй статьи 66 УПК близкие родственники и члены семьи лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо подсудимого не могут допрашиваться в качестве свидетелей, их право довести известные им обстоятельства до сведения уполномоченных органов ограничено. Такое ограничение значительно сужает круг наиболее важных доказательств по уголовному делу, каковыми являются свидетельские показания, и вследствие этого затрудняет установление истины, а также иных обстоятельств, имеющих существенное значение по делу.
В соответствии с пунктом "е" части третьей статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него. В статье 14 УПК Республики Беларусь указывается, что подозреваемый, обвиняемый и подсудимый имеют право на защиту. Лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд (судья) обязаны обеспечить им возможность защищаться установленными законом средствами и способами, а также охрану их личных и имущественных прав.
Установленное пунктом 3 части второй статьи 66 УПК запрещение допрашивать в качестве свидетеля членов семьи и близких родственников лица, совершившего преступление, влечет и ограничение права подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления либо подсудимого на защиту, поскольку близким родственникам или членам его семьи могут быть известны существенные обстоятельства по делу, в том числе и оправдывающие это лицо или смягчающие его ответственность. Указанный запрет ограничивает также право и самих близких родственников или членов семьи такого лица на защиту своих личных интересов, которые могут быть нарушены в процессе уголовного судопроизводства.
Конституционный Суд также обращает внимание на некорректность редакции пункта 3 части второй статьи 66 УПК, в которой используется выражение "лицо, совершившее преступление", так как согласно статье 26 Конституции Республики Беларусь никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
В соответствии со статьей 137 Конституции Республики Беларусь Конституция обладает высшей юридической силой. В случае расхождения закона с Конституцией действует Конституция. В связи с этим приоритет должна иметь конституционная норма. В силу того, что в соответствии со статьей 27 Конституции Республики Беларусь свидетели не могут принуждаться к даче показаний против самих себя, близких родственников и членов семьи лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо подсудимого, следователь или судья обязаны разъяснить им об их праве не свидетельствовать против себя, указанных лиц и что отказ от дачи ими показаний в таких случаях не влечет уголовной ответственности. Наряду с этим свидетели должны быть поставлены в известность о своей обязанности давать другие показания по делу, не связанные со свидетельствованием против себя, близких родственников и членов семьи подозреваемого, обвиняемого либо подсудимого.
Согласно статье 112 Конституции Республики Беларусь, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Статьей 6 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь" предусматривается право государственных органов и иных субъектов выступать с соответствующей инициативой перед органами и лицами, уполномоченными на внесение в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности акта. Однако вопрос о проверке конституционности пункта 3 части второй статьи 66 УПК, значительно затрудняющего осуществление уголовного судопроизводства, правоприменительными органами, за исключением Генерального прокурора Республики Беларусь, не ставился.
Конституционный Суд пришел к выводу, что положение пункта 3 части второй статьи 66 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь как ограничивающее права и обязанности свидетелей, препятствующее осуществлению права подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту, противоречит статьям 22, 23, 26, 27, 58 Конституции, пунктам "е" и "g" части третьей статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Республикой Беларусь.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 116 Конституции, статьями 5, 6, 34, 38, 40 и 43 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь", Конституционный Суд
решил:
1. Признать пункт 3 части второй статьи 66 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь не соответствующим Конституции Республики Беларусь и Международному пакту о гражданских и политических правах.
Считать эту норму не имеющей юридической силы со дня вступления в действие Закона Беларуси от 26 июня 1996 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь".
2. Национальному собранию Республики Беларусь внести в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь необходимые изменения и дополнения в соответствии с настоящим Заключением.
3. Опубликовать настоящее Заключение в десятидневный срок со дня принятия в "Народнай газеце" и "Звяздзе", а также в "Ведамасцях Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь".
4. Настоящее Заключение вступает в силу со дня провозглашения, является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит.
Председательствующий -
Председатель Конституционного
Суда Республики Беларусь Г.А.ВАСИЛЕВИЧ
|