Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь на запрос сообщает следующее.
По общему правилу статьи 191 Гражданского кодекса Республики Беларусь перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора. Полагаем, что говорить о правомерности заключения договора о переводе долга было бы правильным только в случае, если бы для должника-заемщика банк был единственным кредитором. Во многих конкретных случаях у должника имеются и другие кредиторы, в том числе и инспекции ГНК по платежам в бюджет.
В связи с этим полагаем, что если кредиторов несколько и все, конечно же, ожидают удовлетворения требований должником, то перевод долга должен осуществляться с согласия всех кредиторов независимо от их очередности, поскольку все они объективно заинтересованы в быстрейшем и реальном удовлетворении своих имущественных требований.
Должник, как правило, переводит долг на лицо, по отношению к которому он выступает как потенциальный взыскатель дебиторской задолженности, т.е. на лицо, являющееся его должником. Однако в таких случаях инспекция ГНК вправе не дать согласие на перевод долга от первоначального должника к новому, а выдать обязательные для банков и других финансово-кредитных учреждений распоряжения (постановления) на принудительное взыскание платежей, добровольно не уплаченных в бюджет в установленные сроки, со счета дебитора должника (пункт 13 статьи 8 Закона от 2 февраля 1994 года "О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь").
Что касается уступки требования, то она, по нашему мнению, должна производиться в соответствии с очередностью и только при отказе первоочередных кредиторов приобрести право требования, уступка может быть осуществлена кредиторам последующих очередей.
Председатель Высшего
Хозяйственного Суда
Республики Беларусь В.В.БОЙКО
|