(По решению хозяйственного суда Витебской области
от 13.02.2001)
СИТУАЦИЯ
Совместное предприятие в лице генерального директора и индивидуальный предприниматель заключили договор аренды производственного корпуса сроком на пять лет. Совместное предприятие по данному договору выступило в качестве арендодателя. Объектом договора стал производственный корпус N 4, принадлежащий совместному предприятию на праве собственности.
СУТЬ СПОРА
В хозяйственный суд области обратился учредитель предприятия с иностранной стороны с иском к совместному предприятию и индивидуальному предпринимателю об установлении факта ничтожности сделки, оформленной договором аренды производственного корпуса, и применить установленные законом последствия недействительности ничтожной сделки. По мнению учредителя, при заключении сделки сторонами были грубо нарушены требования действующего законодательства, касающиеся оформления сделок.
По мнению ответчика - совместного предприятия, иск обоснован, поскольку при заключении договора аренды генеральный директор превысил свои полномочия, определенные Уставом совместного предприятия. Вопрос о заключении договора аренды производственного корпуса должен был разрешаться согласно Уставу высшим органом совместного предприятия - собранием участников.
По мнению ответчика - индивидуального предпринимателя, в иске следует отказать, поскольку между учредителями предприятия существовала устная договоренность о заключении договора аренды производственного корпуса. Арендодатель передал в пользование арендованное имущество, а арендатор данное имущество принял в пользование. За свой счет и своими силами арендатор обеспечил арендуемый корпус отдельным входом, произвел его изоляцию от прилегающих к нему территорий, установлены счетчики электроэнергии и счетчик воды. Арендная плата вносится своевременно. Договор аренды производственного корпуса заключен в письменной форме, в настоящее время проводятся мероприятия по регистрации данного договора в городском предприятии регистрации и технической инвентаризации.
ПОЗИЦИЯ СУДА
В июле 2000 года между совместным предприятием и индивидуальным предприятием был заключен договор аренды производственного корпуса N 4 сроком на пять лет. Договор был заключен в письменной форме и подписан сторонами.
В силу пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Республики Беларусь договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Согласно пункта 3 статьи 403 Гражданского кодекса Республики Беларусь договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации.
Пункт 2 статьи 622 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Договор аренды производственного корпуса был заключен на пять лет, но зарегистрирован не был. Следовательно, данный договор не вступил в силу и не является обязательным для сторон, поскольку считается незаключенным.
Поскольку договор аренды производственного корпуса не заключен, то основания для установления факта ничтожности этой сделки отсутствуют.
Хозяйственный суд области отказал в удовлетворении исковых требований учредителя совместного предприятия об установлении факта ничтожности сделки и применения последствий недействительности ничтожности сделки.
Материал подготовлен специалистами
Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь
|