Право
Загрузить Adobe Flash Player
Навигация
Новые документы

Реклама

Законодательство России

Долой пост президента Беларуси

Ресурсы в тему
ПОИСК ДОКУМЕНТОВ

Решение Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате от 04.04.2002 (дело N 303/30-01) "При неполной оплате грузоотправителем оказанных ему услуг по организации перевозок грузов экспедитор в соответствии с договором и законодательством РБ вправе потребовать взыскания оставшейся суммы задолженности, пени и убытков, понесенных в таком случае в связи с превышением сроков проведения внешнеторговых операций"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года

Архив

< Главная страница






Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате, рассмотрев в г.Минске в помещении Международного арбитражного суда (г.Минск, пр-т Машерова, 23, кор. 1, к. 706, зал судебных заседаний) на заседании, которое состоялось 14 февраля 2002 г. дело N 303/30-01 по иску транспортно-экспедиторского унитарного предприятия "А" (Республика Беларусь) к акционерному обществу "В" (Литовская Республика) о взыскании 249205,65 долларов США



установил:



Позиции сторон

Истец утверждает в исковом заявлении, что между ним и ответчиком 18 января 2000 г. был заключен договор о транспортно-экспедиционном обслуживании при перевозках экспортно-импортных и транзитных грузов. В соответствии с упомянутым договором истец в период с января по август 2000 г. оказал услуги по организации перевозок грузов ответчика. Оказание услуг истцом по экспедированию и перевозке подтверждается перечнями отправок транзитных грузов и дорожными ведомостями (прилагаются).

Далее истец утверждает, что после получения предоплаты в январе 2000 г. он предоставил ответчику коды на перевозку и правила заполнения перевозочных документов, которые ответчик неоднократно самовольно использовал в период с марта по август 2000 г. для перевозки своих грузов без перечисления оплаты. В результате изложенного по состоянию на 15.09.2000 г. основной долг ответчика перед истцом составил 96608,64 долларов США.

Истец ссылается также на пункт 4.2 упомянутого выше договора, в соответствии с которым ответчик обязан уплатить пеню в размере 0,1% от несвоевременно уплаченных сумм за каждый день просрочки. Сумма пени, по мнению истца, составляет 55988,37 долларов США.

Наконец, истец просит взыскать с ответчика убытки в размере 100% суммы основного долга (96608,64 долларов США) в связи с уплатой штрафных санкций по решению Комитета Государственного контроля Республики Беларусь за несанкционированное превышение сроков проведения внешнеторговой операции между сторонами по договору от 18 января 2000 г.

Следовательно, истец просит взыскать с ответчика в свою пользу основной долг в сумме 96608,64 долларов США, пеню за просрочку платежей в сумме 55988,37 долларов США, убытки в размере 96608,64 долларов США и 7217,28 долларов США в возврат расходов по уплате арбитражного сбора, а всего 256422,93 долларов США.

Ответчик, будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Суд не получил от ответчика отзыв на исковое заявление. Не поступило от него и каких-либо ходатайств.



Компетенция и применимое право

Вопрос о компетенции и применимом праве стороны первоначально решили пунктом 4.8 договора от 18 января 2000 г. "Споры и разногласия, - было сказано в этом пункте, - возникшие из настоящего договора, разрешаются сторонами дружественным путем. В случае невозможности принятия решения дружественным путем, споры и разногласия должны быть разрешены в соответствующем государственном (хозяйственном, арбитражном) суде по месту нахождения ответчика в соответствии с действующим законодательством в государстве ответчика".

Однако 6 марта 2001 г. стороны заключили Дополнительное соглашение к упомянутому договору, в котором пункт 4.8 изложили в следующей редакции: "Споры и разногласия, возникшие из настоящего договора, должны быть разрешены в Международном арбитражном суде при Белорусской торгово-промышленной палате на основании Регламента указанного суда. Число арбитров - один. Применимое право - законодательство Республики Беларусь".

Следовательно, Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате компетентен рассмотреть данное дело в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. и другим белорусским гражданским законодательством.



Рассмотрение дела

В судебное заседание 14 февраля 2002 г. явилась представитель истца (доверенность от 3 января 2002 г. в материалах дела). В судебном заседании приняла участие в качестве свидетеля заместитель начальника договорного отдела истца.

Представитель ответчика в судебное заседание не прибыл. От ответчика не поступили также отзыв на исковое заявление, какая-либо иная корреспонденция.

Установив, что исковое заявление и приложенные к нему материалы дела, а также уведомление о времени и месте рассмотрения дела ответчик получил заблаговременно (они были вручены сотруднику ответчика под расписку, о чем имеется подтверждение в материалах дела) состав суда, руководствуясь ст. 33 Закона Республики Беларусь "О международном арбитражном (третейском) суде" и ст. 32 Регламента Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате определил: ходатайство представителя истца удовлетворить, дело рассмотреть в отсутствие не явившегося, но надлежаще извещенного ответчика.

Далее представитель истца в полной мере поддержала заявленные исковые требования.



Обоснование решения

Выслушав объяснения представителя истца, изучив имеющиеся в деле письменные доказательства, переписку сторон, состав суда считает установленным следующее.

Истец просит взыскать в его пользу с ответчика

96608,64 долларов США основного долга;

55988,37 долларов США пени за просрочку платежей;

96608,64 долларов США убытков;

7217,28 долларов США в возврат расходов по уплате арбитражного сбора.

Между сторонами действительно 18 января 2000 г. был заключен договор о транспортно-экспедиционном обслуживании при перевозках экспортно-импортных и транзитных грузов. 6 марта 2001 г. истец и ответчик заключили Дополнительное соглашение N 1 к упомянутому договору, которым договор о транспортно-экспедиционном обслуживании при перевозках экспортно-импортных и транзитных грузов был переименован в договор транспортной экспедиции, а слова "Исполнитель" и "Заказчик" по всему тексту договора заменены словами "Экспедитор" и "Клиент". Однако, в остальном содержание договора от 18 января 2000 г. осталось прежним (за исключением замены содержания пункта 4.8).

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя), выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ч. 1 ст. 755 ГК). В соответствии с изложенным предметом договора от 18 января 2000 г. является регулирование "на долгосрочной основе взаимоотношений сторон по выполнению унитарным предприятием "А" транспортно-экспедиционного обслуживания, и связанных с ним операций при перевозках железнодорожным транспортом экспортно-импортных и транзитных грузов в межгосударственном и международном сообщениях, по заявкам акционерного общества "В" (п. 1.1 договора). Иначе говоря, истец-экспедитор принял на себя обязательство оказывать ответчику-клиенту соответствующие услуги, а последний - оплачивать их на предусмотренных договором условиях (пункты 2.2 и 4.2 договора). В том числе истец обязан был получать от ответчика и перечислять провозные платежи, а также дополнительные сборы за организацию перевозки и декларирование грузов.

Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют, что истец свои обязанности по договору выполнял добросовестно. Это подтверждают представленные истцом перечни отправок транзитных грузов ответчика за январь-май и август 2000 г., а также дорожные ведомости и другие документы. Эти же доказательства подтверждают и тот факт, что ответчик не оплатил значительную часть оказанных ему услуг. Воспользовавшись тем, что истец предоставил ему коды на перевозку и правила заполнения перевозочных документов, ответчик самовольно использовал их для перевозки своих грузов без перечисления оплаты. В целом имеющиеся в деле документы подтверждают, что истец осуществил для ответчика перевозку грузов и связанные с ней операции на общую сумму 105239,30 долларов США. А поступившие от ответчика суммы составили лишь 8630,66 долларов США (провозные платежи 2955,0 долларов США, за организацию перевозки 45,0 долларов США и за декларирование грузов 5630,66 долларов США). Следовательно, сумма основного долга ответчика по договору от 18 января 2000 г. действительно составила 96608,64 (105239,30 - 8630,66) долларов США.

Наличие основного долга в указанных истцом размерах признано ответчиком. В материалах дела имеется Акт выполнения работ и сверки расчетов между сторонами по договору от 18.02.2000 г. Из содержания этого Акта следует, что по состоянию на 1 мая 2000 г. долг ответчика составил 92707,02 долларов США, а за период с мая по сентябрь того же года этот долг увеличился еще на 3901,62 долларов США, в том числе 3696,18 долларов США составили провозные платежи, 55,44 долларов уплачено за экспедиторские услуги и 150,0 за декларирование транзита. А всего задолженность ответчика по состоянию на 01.10.2000 г. составила искомую сумму, то есть 96608,64 (92707,02 + 3901,62) долларов США. От имени истца Акт подписал директор, а от имени ответчика - главный бухгалтер.

03.06.2001 г. Генеральный директор и главный бухгалтер акционерного общества "В" письмом в адрес директора истца еще раз подтвердили, что в результате проверки документов представители сторон установили: задолженность акционерного общества "В" унитарному предприятию "А" составляет сумму 96608,64 долларов США, которая признана ранее подписанными актами".

Взыскание пени предусмотрено пунктом 4.2 договора от 18 января 2000 г. В силу этого пункта в случае образования задолженности Клиента перед Экспедитором за перевозку грузов сверх оплаченного в порядке предоплаты (п. 2.2 упомянутого договора) начиная с 16 числа месяца, следующего за отчетным, с Клиента взыскивается пеня в размере 0,1% за каждый день просрочки. Истец (Экспедитор) представил имеющийся в деле расчет пени за задержку ответчиком (Клиентом) уплаты провозных платежей по договору N 19 от 18.01.2000 г., из которого следует, что по состоянию на 1.11.2001 г. пеня за период с 1.02 по 12.08 2000 г. составляет 55988,37 долларов США. Проверка судом подтвердила правильность расчета.

Является обоснованным и требование истца о взыскании с ответчика 96608,64 долларов США убытков. Истец утверждает, что оно по вине ответчика понесло убытки в размере 100% суммы основного долга (то есть 96608,64 долларов США) в связи с уплатой штрафных санкций, взысканных с него решением Комитета Государственного контроля Республики Беларусь.

В соответствии с абзацем вторым подпункта 2.11. пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. N 7 с организации-экспортера (в том числе экспортера услуг) взыскиваются экономические санкции в размере 2% не полученных в предусмотренный договором срок денежных средств за каждый день просрочки, но не более 100% просроченной суммы. Поскольку унитарное предприятие "А" не обеспечило своевременного поступления денежных средств за предоставление транспортных и экспедиторских услуг, оказанных ответчику по договору от 18.01.2000 г. и в связи с тем, что размер подлежащих взысканию по этой причине экономических санкций превысил размер задолженности, взыскание Комитетом Государственного Контроля с истца 96608,64 долларов США является юридически и фактически обоснованным. А поскольку истец уплатил эту сумму по вине ответчика, она подлежит возмещению за его счет.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 755 Гражданского кодекса Республики Беларусь, ст. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 14 января 2000 г. N 7, а также ст.ст. 2, 4, 20, 32, 37 - 40 и 59 Регламента Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате состав суда



решил:



Взыскать с акционерного общества "В" (Литовская Республика) в пользу транспортно-экспедиторского унитарного предприятия "А" (Республика Беларусь) 96608,64 долларов США основного долга, 55988,37 долларов США пени за просрочку платежей, 96608,64 долларов США убытков и 7217,28 долларов США в возврат расходов по уплате арбитражного сбора, а всего 256422,93 (двести пятьдесят шесть тысяч четыреста двадцать два и девяносто три сотых) долларов США.









Предыдущий | Следующий

<<< Содержание

Новости законодательства

Новости Спецпроекта "Тюрьма"

Новости сайта
Новости Беларуси

Полезные ресурсы

Счетчики
Rambler's Top100
TopList