Хозяйственным судам
областей и г.Минска
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, рассмотрев письмо хозяйственного суда Брестской области по применению статьи 311 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), сообщает следующее.
Пунктом 1 статьи 311 ГК предусмотрены последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить кредитору денежную сумму, определенную законодательством или договором - неустойку (штраф, пеню).
В этой связи вынесение хозяйственным судом решения о взыскании с должника суммы основного долга не является основанием для прекращения обязательства о взыскании неустойки, начисленной на сумму основного долга.
В соответствии со статьей 378 ГК обязательства прекращаются полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК и иными актами законодательства или договором.
Пунктом 1 статьи 379 ГК установлено, что надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Таким образом, неисполнение или ненадлежащее исполнение должником решения хозяйственного суда о взыскании в отношении его суммы основного долга и пени, начисленной на сумму основного долга, не прекращает его обязательство перед кредитором по уплате этих сумм.
В таком случае кредитор вправе предъявить в общеисковом порядке требования в хозяйственный суд о взыскании пени с момента вынесения решения о взыскании суммы основного долга и пени, начисленной на сумму основного долга, вплоть до реального его исполнения.
Если хозяйственным судом вынесено решение о взыскании суммы основного долга, то требования кредитора - истца по взысканию пени могут быть заявлены за период с даты оплаты, установленной договором, по дату реального исполнения решения хозяйственного суда о взыскании суммы основного долга.
При возложении ответственности за неисполнение денежного обязательства хозяйственные суды должны учитывать основания освобождения от ответственности, предусмотренные пунктами 1 и 3 статьи 372 ГК.
Председатель В.С.КАМЕНКОВ
|