Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, рассмотрев запрос хозяйственного суда о применении статьи 311 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) сообщает, что позиция, в соответствии с которой пеня, начисленная на сумму основного долга, может быть взыскана только до вступления решения в законную силу, а не на день надлежащего исполнения обязательства, противоречит гражданскому законодательству.
Из вывода, приведенного в письме, следует, что у сторон возникают права и обязанности, вытекающие не из договорных отношений, а из вступившего в законную силу решения хозяйственного суда.
В соответствии со статьей 378 ГК обязательства прекращаются полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК и иными актами законодательства или договором.
Согласно пункту 1 статьи 379 ГК обязательство прекращается его надлежащим исполнением.
Таким образом, неисполнение или ненадлежащее исполнение должником решения хозяйственного суда о взыскании в отношении его основного долга и неустойки на сумму основного долга по кредитному договору не прекращает его обязательство по уплате этих сумм.
Поэтому как проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 366 ГК), так и неустойка на сумму основного долга по кредитному договору (статья 311 ГК) подлежат взысканию вплоть до реального погашения задолженности.
Вместе с тем обращаем ваше внимание на следующее.
Пунктом 1 статьи 366 ГК определено, что правила, содержащиеся в нем, применяются, если иной размер процентов не установлен законодательством или договором.
В этой связи при установлении сторонами в кредитном договоре размера повышенных процентов проценты за неисполнение денежного обязательства по кредитному договору (статья 366 ГК) не начисляются.
Заместитель Председателя
Высшего Хозяйственного Суда Л.Г.КОЗЫРЕВА
|