Право
Загрузить Adobe Flash Player
Навигация
Новые документы

Реклама

Законодательство России

Долой пост президента Беларуси

Ресурсы в тему
ПОИСК ДОКУМЕНТОВ

Решение Хозяйственного суда Гродненской области от 09.01.2004 (дело N 331-7/03) "Деятельность субъектов хозяйствования на основании недостоверных данных, представленных для государственной регистрации, является незаконной и запрещается. Соответственно договор поставки, заключенный в ходе указанной деятельности, является ничтожным"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года

Архив

< Главная страница






Хозяйственный суд Гродненской области, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Управления Департамента финансовых расследований КГК Республики Беларусь по Гродненской области к индивидуальному предпринимателю Иванову И.И. и ТУП "Б" Петрова П.П. об установлении факта ничтожности сделки,



установил:



УДФР КГК РБ по Гродненской области предъявило иск об установлении факта ничтожности договора поставки, заключенного между ТУП "Б" и индивидуальным предпринимателем Ивановым И.И. 17 января 2003 года, как не соответствующего требованиям законодательства.

В обоснование предъявленного требования истец указал, что данный договор был заключен от имени ТУП "Б" неуполномоченным лицом, не являющимся работником ТУП "Б". Кроме этого, директор и учредитель указанной организации Петров П.П. никакой хозяйственной деятельности не осуществлял, никаких хозяйственный документов не подписывал, а фактическая хозяйственная деятельность велась от имени ТУП "Б" не установленными лицами. В судебном заседании представители истца предъявленное исковое требование поддержали.

Индивидуальный предприниматель Иванов И.И. и его представители иск не признали. Согласно представленному письменному отзыву на иск, возражения ответчика основаны на том, что указанные истцом обстоятельства не могут свидетельствовать о недействительности сделки, поскольку со стороны индивидуального предпринимателя Иванова И.И. сделка исполнялась добросовестно, по ней уплачены все налоги в бюджет, а требования о признании недействительной регистрации ТУП "Б" в установленном порядке заявлено не было.

Представитель ТУП "Б" в судебное заседание не явился. На основании части первой статьи 142 ХПК судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя указанного ответчика.

В ходе судебного разбирательства представителями ИП Иванова И.И. заявлялись ходатайства о приостановлении производства по делу до окончания расследования уголовного дела в отношении Иванова И.И., а также в связи с необходимостью объявления розыска лиц, осуществлявших фактическую хозяйственную деятельность от имени ТУП "Б". В удовлетворении указанных ходатайств судом было отказано, о чем вынесено соответствующее определение.

Рассмотрев материалы дела, хозяйственный суд установил следующее.

Согласно договору поставки от 17 января 2003 года между ТУП "Б" Петровым П.П. и индивидуальным предпринимателем Ивановым И.И. ТУП "Б" обязалось поставить в адрес индивидуального предпринимателя сантехнику, стройматериалы, отделочные материалы для внутренних и наружных работ, ткани, фурнитуру, горшки, цветы, и другие товары в количестве, ассортименте, и по цене согласно товарно-транспортных накладным. Оплата за товар должна была производиться путем безналичного перечисления на расчетный счет Поставщика в течение 60 календарных дней либо путем зачета взаимных требований. По данному договору поставки в соответствии с ТТН серии КХ NN 100001, 100002, 100003, 100004, 100005, серии МГ NN 100006, 100007, 100008, 100009 индивидуальный предприниматель Иванов И.И. получил от ТУП "Б" товар на общую сумму 86149872 рубля.

В ходе проверки, проведенной МО УДФР КГК РБ по Минской области и г. Минску, установлено, что гражданин Петров П.П. по просьбе незнакомых лиц предоставил паспорт, подписал необходимые для регистрации ТУП "Б" документы, оказал содействие в получении печати и открытии расчетного счета в банке. В дальнейшем никакого участия в деятельность предприятия он не принимал, никаких бухгалтерских и хозяйственный документов не подписывал. По приговору суда Минского района и г.Заславля от 30 января 2003 года Петров П.П. признан виновным в неисполнении, ненадлежащим исполнении должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного, небрежного отношения к службе, повлекшем по неосторожности причинение существенного вреда государственным и общественным интересам.

Кроме этого, в ходе вышеуказанной проверки установлено, что ТУП "Б" Петрова П.П. никогда по юридическому адресу, указанному в учредительных документах, не находилось, его фактическое местонахождение не установлено. Товарно-транспортные накладные, по которым осуществлялась поставка товара в адрес индивидуального предпринимателя Иванова И.И., выдавались ИМНС по Московскому району г.Бреста индивидуальному предпринимателю Б. и впоследствии были признаны утраченными.

С учетов вышеуказанных обстоятельств, истец пришел к выводу, что заключенный между ответчиками договор поставки от 17 января 2003 года не соответствует требованиям законодательства, вследствие чего следует установить факт его ничтожности.



Изучив представленные сторонами доказательства, заслушав доводы представителей сторон в судебном заседании, хозяйственный суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с пунктом первым статьи 167 Гражданского Кодекса Республики Беларусь сделка является недействительной по основаниям, установленным Кодексом либо иными законодательными актами, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Как следует из материалов дела, торговое унитарное предприятие "Б" Петрова П.П. зарегистрировано по решению Минского областного исполнительного комитета N 53 от 31.01.2002 года.

В соответствии с пунктом 4 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь N 22 от 16.11.2000 года (с изменениями и дополнениями) государственная регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения. Для осуществления государственной регистрации ТУП "Б" представило в регистрирующий орган гарантийное письмо N 345 от 18.12.2001 года от ОАО "В" о предоставлении помещения в г.п. Фаниполь Дзержинского района Минской области. Однако, в ходе проведения проверки правоохранительным органом было установлено, что по данному адресу предприятие не располагалось. Изменения в учредительные документы, касающиеся юридического адреса ответчика, в установленном порядке ТУП "Б" внесены не были. Договор поставки между ответчиками от 17 января 2003 года заключен в период рассмотрения судом Минской области и г.Заславля уголовного дела в отношении директора и учредителя ТУП "Б" Петрова П.П., а его исполнение производилось после осуждения последнего.

На основании изложенного истцом сделан обоснованный вывод о том, что по данному юридическому адресу предприятие не планировало располагаться. В соответствии с пунктом 5 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь N 22 от 16.11.2000 года деятельность субъектов хозяйствования на основании недостоверных данных, представленных для государственной регистрации, является незаконной и запрещается.

Кроме этого, в ходе проведенной органами финансовых расследований проверки установлено, что фактическую финансовую деятельность от имени должника вели не установленные лица, ТУП "Б" является лжепредпринимательской структурой, а следовательно его деятельность следует расценивать как направленную в ущерб интересам Республики Беларусь, что запрещено законодательством.

В силу вышеуказанных обстоятельств, хозяйственный суд приходит к выводу, что заключенный между ТУП "Б" и индивидуальным предпринимателем Ивановым И.И. договор поставки от 17 января 2003 года ничтожен в силу части первой статьи 170 Гражданского Кодекса Республики Беларусь как сделка, запрещенная законодательством Республики Беларусь.

Поскольку вышеуказанная сделка ничтожна с момента ее совершения независимо от признания ее таковой судом, требование об установлении факта ничтожности рассматриваемого договора подлежит удовлетворению.

Обсуждая вопрос о применении последствий, установленных частями второй и третьей статьи 170 ГК, хозяйственный суд отмечает, что в силу пункта второго статьи 167 ГК требование о применении последствий недействительности сделки может быть предметом самостоятельного спора с участием сторон сделки. В данном случае требование о применении таких последствий истцом не заявлялось.

В связи с удовлетворением иска на основании части первой статьи 108 Хозяйственного процессуального Кодекса Республики Беларусь с ответчика подлежит взысканию в доход республиканского бюджета государственная пошлина в сумме 82500 рублей.

Руководствуясь статьями 150 - 154 Хозяйственного процессуального Кодекса Республики Беларусь, хозяйственный суд



решил:



Установить факт ничтожности сделки: договора поставки от 17 января 2003 года, заключенного между торговым унитарным предприятием "Б" Петрова П.П. и индивидуальным предпринимателем Ивановым И.И., удовлетворив исковые требования УДФР КГК РБ по Гродненской области.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Иванова И.И. в доход республиканского бюджета государственную пошлину в сумме 82500 рублей (назначение платежа 04801).

После вступления решения в законную силу выдать приказ, который исполняется в первоочередном порядке в той очереди платежей, к которой относится предмет иска.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хозяйственный суд Гродненской области в десятидневный срок после его принятия.









Предыдущий | Следующий

<<< Содержание

Новости законодательства

Новости Спецпроекта "Тюрьма"

Новости сайта
Новости Беларуси

Полезные ресурсы

Счетчики
Rambler's Top100
TopList