Хозяйственный суд Гродненской области, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску производственно-заготовительного общества с ограниченной ответственностью "А" к Открытому акционерному обществу "Б" о признании права собственности в размере 7,01% от остаточной стоимости металлобазы, что составляет 37466697 рублей
установил:
Иск заявлен о признании права собственности в размере 7,01% от остаточной стоимости металлобазы, что составляет 37466697 рублей. В обоснование своих требований истец в исковом заявлении ссылается на участие в долевом строительстве предприятия по поставкам металлопродукции путем внесения 20 млн. рублей; передачу 28.02.1997 г. на баланс истцу лишь 158,5 кв. метров складских помещений предприятия. Ответчик предъявленные требования не признал, указывая на наличие доли государства в уставном фонде общества, исполнение в полном объеме взятого обязательства по передаче на баланс ПЗО "П" складских помещений площадью 158,5 кв.м, что составляло 1% сметной стоимости предприятия (пропорционально доли вложенных средств ПЗ ООО "А"); отсутствие отметки о государственной регистрации на договорах, заключенных сторонами; не принятие мер по оформлению права собственности истцом в период с 1997 по 2003 год; истечение срока исковой давности. Истец в дополнении к исковому заявлению указал на возникновение права на претендуемую долю еще в 1994 году по завершению строительства предприятия по поставкам металлопродукции на основании договорных отношений с ответчиком и в соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса БССР 1964 г., действовавшего в то время. Указывает, что о нарушении права узнали в 2003 году, когда возникла необходимость узаконить свое право на собственность, с этого времени и исчисляет исковую давность. Исковая давность, по мнению истца, вообще не распространяется на защиту собственником своих прав согласно п. 4 статьи 209 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Заслушав доводы участников процесса, огласив и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к нижеследующим выводам.
Оптово-посреднической фирмой "Б", правопреемником которой является ответчик, и ПЗО "П", правопреемником которой является истец, 07.01.1992 г. заключен договор на совместное строительство объекта "Предприятие по поставкам металлопродукции в городе Л.", грузооборотом 130000 тонн в год, сметной стоимостью в ценах 1992 года 106 млн. рублей. Во исполнение условий данного договора истцом внесено в декабре 2002 года в счет долевого участия на строительство объекта 20 млн. рублей. Договором предусмотрено, что по окончании строительства ответчик сдает (передает) истцу часть площадей, пропорционально доле вложенных средств, по акту приемки строительно-монтажных работ. Срок действия договора определен сторонами до окончания строительства объекта. Объект принят в эксплуатацию 29.12.1994 г. Ответчиком в 1995 году произведен расчет размера доли истца в строительстве предприятия по поставкам металлопродукции, доля составила 1%. Расчет положен в основу принятого 03.07.1995 г. постановления правлением ОАО "Б" о передаче на баланс ПЗО "П" 1% - 158,5 кв.м складских площадей предприятия по поставкам металлопродукции. В соответствии с договором о долевом участии в строительстве и постановлением правления акционерного общества от 03.07.1995 г. сторонами 04.07.1995 г. заключен договор передачи имущества, в соответствии с которым истцу передается часть закрытого склада металлов 158,5 кв.м коммерческого предприятия "Л". Моментом передачи считается подписание сторонами акта приема-передачи части складских помещений. Стороны договорились, что изменение условий договора, его расторжение и прекращение производится при письменном согласии обеих сторон. Договор продублирован сторонами 28.02.1997 г. Фактическая передача объекта (доли) осуществлена 28.02.1997 г. по акту приемки-передачи основных средств, подписанного сторонами. В качестве приложения к акту указана выкопировка части закрытого склада металла.
Как пояснила суду свидетель Иванова И.И. именно с этого момента на балансе истца числится часть закрытого склада металлобазы, площадью 158,5 кв.м, и уплачивается налог на недвижимость.
Показания свидетеля Иванвой И.И. подтверждаются материалами дела. Здание закрытого склада зарегистрировано 27.02.1998 г. на праве собственности за ОАО "Б", техпаспорт составлен по состоянию на 27.11.1997 г. Таким образом, путем заключения договора передачи имущества, сторонами, в добровольном порядке, определены доли участников строительства. Наличие письменных, согласованных сторонами, изменений условий данного договора, а также соглашений о его расторжении либо прекращении - судом не установлено. Никаких возражений по расчету ответчиком доли истца и требований о защите нарушенного права истцом не заявлялось до 2004 г. Поэтому суд пришел к выводу, что предъявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Право собственности у истца на долю предприятия по поставкам металлопродукции возникло 28.02.1997 г. на основании договора передачи имущества и акта приема-передачи. Действовавшее на тот момент законодательство не связывало возникновение права собственности юридических лиц на объекты недвижимости с фактом их государственной регистрации. Согласно статье 1138 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК РБ) кодекс (ныне действующий) применяется к отношениям, возникшим после 1 июля 1999 г. В действующем на момент заключения договора передачи имущества ГК РБ 1964 г. не содержится нормы, прямо предусматривающей определение момента возникновения права на вновь создаваемое недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 131 ГК РБ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в специально уполномоченных на то органах. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных законодательными актами. Порядок регистрации недвижимого имущества, прав и ограничений (обременений) на него, а также сделок с ним регулируется Законом Республики Беларусь 22.07.2002 г. N 133-3 "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним", далее - Закон. Согласно статье 7 Закона недвижимое имущество считается созданным, измененным, прекратившим существование с момента государственной регистрации соответственно его создания, изменения, прекращения существования. Статьей 9 Закона предусмотрена государственная регистрация сделки с недвижимым имуществом - юридический акт признания и подтверждения государством факта совершения сделки. До предъявления иска в суд истец обращался к ответчику и Лидский филиал РУП "Гродненское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру" для регистрации общей долевой собственности, однако ему было отказано в этом.
Ответчик считает, что иск удовлетворению не подлежит в полном объеме в связи с пропуском истцом срока исковой давности. С данным доводом суд не может согласиться, исходя из нижеследующего. В силу статьи 201 ГК РБ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Истец неоднократно обращался к ответчику в устной и письменной форме о предоставлении документов для регистрации его части закрытого склада металлобазы площадью 158,8 кв.м в БРТИ г.Лида. Ответов на свои обращения не получал. Поэтому обратился в вышестоящую организацию ответчика. Согласно ответу концерна "Белресурсы" от 24.10.2003 г. претензия на собственность ОАО "Б" может быть рассмотрена после предоставления в концерн документов, подтверждающих имущественные права истца на часть здания закрытого склада металла филиала ОАО "Б", площадью 158,8 кв.м (технический паспорт, регистрационное удостоверение). Как пояснил истец, и данный довод представителем ответчика не опровергается, о нарушении его права он узнал в 2003 г., когда поменялось руководство акционерного общества и он получил устный отказ руководства общества по вопросу внесения изменений в технический паспорт на здание. Кроме того, судом учитывается, что в соответствии со статьей 204 ГК РБ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. Передача части здания закрытого склада металла филиала ОАО "Б", площадью 158,8 кв.м и фактическое распоряжение в период с 1997 г. по 2002 г. частью помещения, определенного сторонами, является совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании ответчиком права собственности истца в размере 1% от сметной стоимости предприятия.
На основании статьи 108 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь расходы по государственной пошлине следует отнести на стороны, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Руководствуясь статьями 150 и 154 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь
решил:
Признать право собственности производственно-заготовительного Общества с ограниченной ответственностью "А" в размере 1% от сметной стоимости предприятия, в соответствии с актом приемки-передачи основных средств, подписанного сторонами 28.02.1997 г.
В удовлетворении остальной части иска Гродненскому производственно-заготовительному Обществу с ограниченной ответственностью "А", отказать.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Б" в пользу производственно-заготовительного Общества с ограниченной ответственностью "А" 214551 рублей в возмещение расходов по государственной пошлине.
Приказы суда подлежат исполнению в первоочередном порядке в той очереди платежей, к которой относится предмет иска.
После вступления решения в законную силу выдать приказ.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок после его принятия в кассационную инстанцию Хозяйственного суда Гродненской области и вступает в законную силу по истечении указанного срока.
|