Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью (ООО) "А" к контролирующему органу о признании недействительным решения от 28.07.2004 N 111 о применении экономических санкций к ООО "А",
установил:
Основанием исковых требований истец указал, что решением контролирующего органа от 28.07.2004 N 111, принятого на основании акта проверки от 20.05.2004, к ООО "А" применены экономические санкции в размере 50761174 руб. за реализацию на территории Республики Беларусь продукции, не соответствующей требованиям установленным в актах законодательства, в соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 20.05.1998 N 268 "О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг)", за реализацию изделий из камня (плиты гранитные), подлежащей государственной регламентации и регистрации, но не прошедшей ее в установленном порядке. Однако ООО "А" в действительности не совершало экономического правонарушения, которое послужило основанием для применения экономических санкций.
При ввозе гранитных плит на территорию Республики Беларусь из Российской Федерации у ООО "А" были все надлежащие документы, выданные органами санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, которые подтверждали качество и гигиеническую регистрацию гранитных плит на территории Российской Федерации, а в силу заключенных Республикой Беларусь международных договоров действие данных документов распространяется на территорию Республики Беларусь без необходимости проведения каких-либо дополнительных процедур.
Документом, регулирующим отношения по гигиеническому, фитосанитарному и иному контролю в рамках государств - участников соглашений о таможенном союзе, является Протокол от 28.01.1999 "О едином порядке применения технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства - участники соглашений о таможенном союзе" (в дальнейшем - Протокол), ратифицированный Законом Республики Беларусь от 09.11.1999.
Как следует из названного Протокола, обязательным условием ввоза и реализации грузов, подлежащих санитарному и иному контролю, является наличие документов установленной формы, выданных уполномоченными органами государственного надзора государств - участников таможенного союза. При этом указанные документы действуют на всех территориях государств - участников таможенного союза.
После ввоза гранитных плит на территорию Республики Беларусь все документы, подтверждающие их гигиеническую регистрацию на территории Российской Федерации, были переданы ООО "А" в адрес УП "Б" при отгрузке последнему гранитных плит по договору купли-продажи от 17.09.2002 N 37/02. Отсутствие у УП "Б" документов о гигиенической регистрации не может влечь никакой ответственности для ООО "А".
Кроме того, экономическая ответственность по Указу N 268 от 20.05.1998 наступает за несоответствие реализуемого товара требованиям, установленным в актах законодательства, обязательным требованиям стандартов. То есть данная норма устанавливает ответственность за несоответствие товара требованиям стандартов и не имеет никакого отношения к составу документации, которая сопровождает товар при его реализации. Отсутствие документации на товар само по себе не означает несоответствие товара требованиям актов законодательства и стандартов, в связи с чем истец просил признать недействительным решение контролирующего органа от 28.07.2004 N 111.
В судебном заседании представители истца поддержали заявленные требования, сославшись на указанные обстоятельства.
Представители ответчика иск не признали и указали, что ООО "А" реализовало УП "Б" товар (гранитные плиты), не прошедший государственную гигиеническую регистрацию в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, поэтому к нему обоснованно применены экономические санкции по решению от 28.07.2004 N 111.
Проверив материалы дела, доводы представителей сторон, суд находит иск не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно пункту 14 статьи 2 Закона Республики Беларусь "О Комитета государственного контроля Республики Беларусь" контролирующий орган и его территориальные органы в пределах своей компетенции осуществляют государственный контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, определяющего правила торговли и обслуживания населения, порядок формирования, цен на товары (работы, услуги) и дисциплины цен при реализации товаров (работ, услуг), качество изготавливаемых и реализуемых товаров, их безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей, защиты потребительского рынка и прав потребителей.
В соответствии со статьей 18 названного Закона контролирующий орган и его территориальные органы вправе применять предусмотренные законодательством санкции, а также меры административного воздействия за выявленные нарушения в сфере отношений государственной собственности, хозяйственных и налоговых отношений, в порядке, установленном законодательством.
Из материалов дела видно, что в период с 23.04 по 20.05.2004 контролирующим органом была произведена проверка истца по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности, о чем составлен акт от 20.05.2004.
На основании акта проверки решением от 28.07.2004 за N 111 к ООО "А" были применены экономические санкции в размере стоимости реализованной продукции на сумму 50761174 руб. за реализацию на территории Республики Беларусь продукции (гранитных плит), не соответствующей требованиям, установленным в актах законодательства, в соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 20.05.1998 N 268 "О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции" за реализацию приобретенных у ООО "В" (Российская Федерация) гранитных плит УП "Б" по договору от 17.09.2002 N 37/02 без государственной гигиенической регистрации.
Суд не принимает во внимание доводы истца о том, что при реализации гранитных плит УП "Б", поступивших от ООО "В" (РФ), были надлежащие документы, выданные органами санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, подтверждающие качество и гигиеническую регистрацию гранитных плит на территории Российской Федерации и эти документы были переданы УП "Б", а в силу названного Протокола указанные документы действуют на всех территориях государств - участников таможенного союза и не требовалось проведение каких-либо дополнительных процедур, по следующим основаниям.
Истец получил по накладным от ООО "В" (РФ) гранитные плиты Мансуровского месторождения, а гигиеническое заключение Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Московской области представил УП "Б" на гранит Челновского месторождения.
Кроме того, даже при наличии зарубежного удостоверения о государственной гигиенической регистрации по действующему законодательству оно должно быть признано и выдано удостоверение о государственной гигиенической регистрации Республики Беларусь.
Что же касается ссылки истца на Протокол от 28.01.1999, то они несостоятельны, т.к. Протокол действует только в отношении товаров, ввозимых в страны Таможенного союза из третьих стран, что видно из самого Протокола.
Пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2001 N 1807 "О совершенствовании системы государственной гигиенической регламентации и регистрации химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продуктов питания" запрещается производство, реализация и использование указанных веществ, материалов и продуктов питания, подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации, но не прошедших их в установленном порядке.
Согласно пункту 7 Положения о порядке осуществления государственной гигиенической регламентации и регистрации химических и биологических веществ, материалов, изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продуктов питания на территории Республики Беларусь, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 13.11.2000 N 54, государственной гигиенической регистрации подлежит продукция в соответствии с перечнем, утвержденным Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь, на основании действующих законодательных актов и правительственных постановлений.
Изделия из камня, гипса, цемента, слюды и подобных материалов входят в указанный Перечень под позицией 0701102, пунктом 14 названного Положения предусмотрен порядок выдачи удостоверения о государственной гигиенической регистрации продукции зарубежного производства.
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 20.05.1998 N 268 реализация на территории Республики Беларусь продукции (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующей требованиям, установленным в актах законодательства, обязательным требованиям стандартов и другой нормативной документации, влечет наложение штрафа на юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, в размере до стоимости реализованной продукции.
Не могут быть приняты во внимание утверждения истца и в части, что ответственность по Указу от 20.05.1998 N 268 наступает при несоответствии товара требованиям законодательства и стандартов, но данная норма не имеет никакого отношения к составу документации, сопровождающей товар при его реализации, так как судом установлено, что истцом не проведена государственная гигиеническая регистрация реализуемой продукции, за что и применены экономические санкции ответчиком, а не за отсутствие государственного гигиенического удостоверения.
При наличии таких обстоятельств ответчик пришел к правильному выводу, что истцом при реализации продукции (гранитных плит) УП "Б" были допущены нарушения требований, установленных в актах законодательства и правомерно были применены экономические санкции к ООО "А", поэтому суд считает, что требования истца необоснованны и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 150 - 153 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь,
решил:
В иске обществу с ограниченной ответственностью "А" к контролирующему органу о признании недействительным решения от 28.07.2004 N 111 о применении экономических санкций к ООО "А" отказать.
Меру обеспечения иска в виде приостановления исполнения решения контролирующего органа от 28.07.2004 N 111 признать утратившей силу.
Решение вступает в силу с момента его принятия, но может быть пересмотрено в порядке надзора, предусмотренном статьями 200 - 205 ХПК Республики Беларусь.
|