Хозяйственный суд Могилевской области рассмотрел в открытом выездном судебном заседании дело по иску ОАО "А" к РУП "Б" о взыскании 37184,19 долл. США.
Иск заявлен о взыскании 37184,19 долл. США основного долга за поставленный в феврале 2004 года природный газ.
В обоснование своих исковых требований истец ссылается на то, что ответчик необоснованно не признал поставку природного газа по договору от 30.12.2003 N 5 в феврале 2004 года в размере 668259 куб.м на общую сумму 37184,19 долл. США. Утверждает, что объем поставленного природного газа должен определяться по показаниям контрольно-измерительных приборов без учета нормативной погрешности узла учета газа. Просит в принудительном порядке взыскать с ответчика образовавшийся долг.
В судебном заседании представители истца поддержали исковые требования в полном объеме.
В отзыве на иск ответчик требования истца не признал. По мнению ответчика договор от 30.12.2003 N 5 считается не заключенным, поскольку между сторонами не достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (приложения А и Б), в частности по объемам, техническим параметрам, техническим условиям поставки природного газа, методам определения его количества и качества. Считает, что объем потребленного за месяц газа должен быть откорректирован в пределах суммарной погрешности приборов учета расхода газа.
В судебном заседании представители ответчика подержали доводы, изложенные в отзыве на иск, и обратили внимание суда на то, что при снятии оператором на ГРС "Д" показаний контрольно-измерительного прибора учета расхода газа могут допускаться неточности субъективного характера, которые приводят к необоснованному увеличению объема поставки газа. Кроме того, считают, что ежедневные показания счетчиков по телефону передаются РПУ "П" без минуса объема газа, затраченного на собственные нужды ГРС "Д".
Заслушав пояснения представителей сторон, допросив свидетелей, осмотрев контрольно-измерительные приборы на ГРС "Д", исследовав письменные доказательства по делу, суд
установил:
30 декабря 2003 года между ОАО "А", Белорусским концерном по топливу и газификации и РУП "Б" был подписан договор N 5 на поставку природного газа, в соответствии с которым ОАО "А" (Поставщик газа) обязался подавать через присоединенную сеть в 2004 году природный газ РУП "Б" (газоснабжающая организация), а последний обязался производить оплату принятого природного газа в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь к доллару США на день зачисления денежных средств на счет истца, либо в долларах США, ЕВРО или российских рублях.
Существенные условия договора поставки природного газа, такие как объемы, технические параметры и технические условия поставки, методы определения количества и качества поставляемого природного газа, стороны обязались предусмотреть в приложениях к договору "А" и "Б".
Как установлено в ходе судебного разбирательства приложения "А" и "Б" между сторонами по договору не подписаны. Ответчик не принял по многим пунктам редакцию приложений, представленную истцом, в частности не были приняты условия, определяющие количество поставленного природного газа по контрольно-измерительным приборам "Поставщика газа". В свою очередь, ответчик в протоколе разногласий предложил определять количество поставляемого природного газа по контрольно-измерительным приборам "Поставщика газа" с применением коэффициента погрешности узла учета газа. До настоящего времени между сторонами ведется согласование условий приложений "А" и "Б".
Согласно пункту 1 статьи 402 Гражданского кодекса Республики Беларусь договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида. А также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Поскольку подача природного газа осуществляется через присоединенную сеть, то к отношениям, связанным со снабжением газом применяются правила о договоре энергоснабжения. В свою очередь договор энергоснабжения является самостоятельным видом договора купли-продажи.
В соответствии с п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса Республики Беларусь существенными условиями являются наименование и количество товара.
Учитывая фактические обстоятельства по делу и требования законодательства, регулирующие вопросы заключения договоров, суд приходит к выводу, что согласование существенных условий договора от 30.12.2003 N 5, названных в качестве таковых в законодательстве и определенных существенными ответчиком, не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Следовательно, договор от 30.12.2003 N 5 следует признать незаключенным.
Вместе с тем, фактическое потребление природного газа при отсутствии договорных отношений с поставщиком газа не освобождает газоснабжающую организацию в силу ст. 7 Гражданского кодекса Республики Беларусь от обязанности возместить ее стоимость.
Согласно пункту 15 Правил подачи газа магистральным газопроводам и потребителям, утв. Постановлением Госснаба СССР и Государственного арбитража СССР от 25.09.1986 г. N 136/7, количество поданного газа определяется по контрольно-измерительным приборам поставщика. Показания контрольно-измерительных приборов оформляются двусторонним актом, подписанным представителями поставщика и потребителя. Указанный акт является основанием для расчетов.
Из материалов дела следует, что в феврале 2004 года истец поставил ответчику 69860618 куб. м природного газа. Данный факт нашел свое подтверждение при обозрении в судебном заседании оперативного журнала ГРС "Д" и электронной распечатки микропроцессорного измерительного комплекса "Суперфло".
Из акта сдачи-приемки природного газа от 03.03.2004 следует, что ответчик не принял поставку газа в объеме 668259 м куб. указав на то, что данный объем газа равен погрешности узла учета газа на ГРС "Д". При этом объем поставленного газа ответчиком был определен по показаниям приборов учета газа его потребителей с внесением поправки на погрешность приборов и с учетом потерь природного газа по газопроводу отводу ГРС "Д" - ТЭЦ "К".
В то же время, суд считает, что ответчик при определении недопоставленного объема природного газа необоснованно применил коэффициент погрешности узла учета газа, поскольку применение указанного коэффициента не предусмотрено действующим законодательством, а соглашение по данному вопросу между сторонами не достигнуто.
В результате осмотра контрольно-измерительных приборов судом установлено, что микропроцессорные измерительные комплексы "Суперфло" прошли государственную поверку. Измерительные комплексы, краны, установленные на соединительных линиях и измерительных трубопроводах опломбированы представителями ОАО "А" и РПУ "П". На природный газ, потребляемый на собственные нужды ГРС "Д", имеются отдельные счетчики. Как установлено судом при допросе свидетелей Ф. и Г., оператор ГРС "Д" в соответствии со своими служебными обязанностями каждый день снимает показания счетчиков и сразу заносит их в оперативный журнал. Ответчику в этот же день сообщаются данные по объемам отпущенного газа без учета газа, потребляемого на собственные нужды. В свою очередь ответчик имеет право перепроверить сведения на ГЗС.
Данные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что истец надлежащим образом выполняет обязанности по определению объема отпущенного ответчику природного газа.
Таким образом, суд приходит к убеждению, что требования истца о взыскании с ответчика 37184,19 долл. США за поставку в феврале 2004 года природного газа в объеме 668259 куб.м являются правомерными и обоснованными. Иск следует удовлетворить в полном объеме.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск, суд не принимает во внимание по изложенным в настоящем решении основаниям.
В соответствии со ст. 108 ХПК Республики Беларусь с ответчика в доход республиканского бюджета следует взыскать госпошлину.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 108, 150, 154, 160, 161 ХПК Республики Беларусь, суд
решил:
Иск удовлетворить полностью.
Взыскать с Производственного республиканского унитарного предприятия "Б" (г.Могилев) в пользу Открытого акционерного общества "А" 37184,19 долл. США основного долга за поставленный природный газ.
Взыскать с Производственного республиканского унитарного предприятия "Б" (г.Могилев) в доход республиканского бюджета 2802922 руб. госпошлины.
Решение хозяйственного суда вступает в законную силу по истечении 10-дневного срока на кассационное обжалование.
После вступления решения в законную силу выдать приказ.
|