Право
Загрузить Adobe Flash Player
Навигация
Новые документы

Реклама

Законодательство России

Долой пост президента Беларуси

Ресурсы в тему
ПОИСК ДОКУМЕНТОВ

Решение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28.12.2004 N 6-7/2004 "Если стороны в договоре купли-продажи определили неустойку как упущенную выгоду в трехкратном размере, данное условие считается несогласованным, т.к. по общему правилу размер неустойки должен быть предопределен сторонами на момент заключения договора. Исковые требования продавца об установлении факта ничтожности данного пункта договора не подлежат удовлетворению, поскольку нельзя установить факт ничтожности несогласованного условия договора"

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года

Архив

< Главная страница






Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску ООО "А" к ЧУП "Б" об установлении факта ничтожности части сделки.

Иск заявлен об установлении факта ничтожности пункта 2.6 заключенного между сторонами договора N 20-05/03 от 20.05.2003, предусматривающего, что в случае невыполнения условия подпункта 2.5 пункта 2 настоящего договора, продавец возмещает покупателю упущенную выгоду в трехкратном размере.

В обоснование исковых требований истец указал, что условия указанного пункта договора не соответствуют действующему гражданскому законодательству, поскольку статья 14 ГК Республики Беларусь предусматривает возможность полной компенсации убытков, но не предусматривает возможности взыскания убытков в кратном размере. Истец также считает, что согласно статье 311 ГК Республики Беларусь по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков и в этой связи положения пункта 2.6 договора N 20-5/03 от 20.05.2003 не соответствуют требованиям ГК Республики Беларусь к установлению неустойки, размер которой не связан с размером убытков, кроме случаев уменьшения ее судом в случае ее явного несоответствия последствиям нарушения обязательства.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования.

Ответчик в отзыве на иск и его представители в судебном заседании иск не признали, ссылаясь при этом на то, что в законодательстве Республики Беларусь нет единообразного механизма доказывания убытков, поэтому законодательство предоставляет сторонам полную свободу выбора средств и способов. Для обеспечения своей защиты от возможного неисполнения обязательств по договору в п. 2.6. договора о взыскании трехкратного размера неустойки введена конкретизация, которая не запрещена законодательством.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд



установил:



20.05.2003 между ООО "А" и ЧУП "Б" был заключен договор N 20-05/03 в соответствии с п. 2.5. которого в случаях обнаружения дефектов или возникновения неисправностей в период массовой заготовки сырья (с 15 июня по 15 сентября), в течение гарантийного срока, продавец обязан устранить неисправности в срок - не более трех суток.

При этом в п. 2.6. договора стороны предусмотрели, что в случае невыполнения условия подпункта 2.5 пункта 2 настоящего договора, продавец возмещает покупателю упущенную выгоду в трехкратном размере.

Заявленные исковые требования об установлении факта ничтожности п. 2.6 договора N 20-05/03 от 20.05.2003 не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 401 ГК Республики Беларусь при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

При толковании условия п. 2.6 договора N 20-05/03 от 20.05.2003 суд приходит к выводу о том, что, исходя из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений, а также самой конструкции этого условия ("в случае невыполнения условия подпункта 2.5 пункта 2 настоящего договора, продавец возмещает ..."), в этом пункте стороны имели намерение предусмотреть именно способ обеспечения исполнения предусмотренного в пункте 2.5. договора обязательства в виде неустойки.

Действительно, статья 14 ГК Республики Беларусь предусматривает возможность полной компенсации убытков и не предусматривает возможности взыскания убытков в кратном размере и в этой связи нет оснований расценивать условия п. 2.6 договора N 20-05/03 от 20.05.2003 как согласованный сторонами в соответствии с пунктом 1 статьи 14 ГК Республики Беларусь иной размер убытков.

Согласно пункту 1 статьи 311 ГК Республики Беларусь неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Очевидно, что условия п. 2.6 договора N 20-05/03 от 20.05.2003 по своему содержанию указывают на то, что в нем стороны имели намерение установить именно неустойку. Этот вывод суда подтверждается также и ответчиком в письменном отзыве на иск.

В этой связи, исходя из самого понятия неустойки, указанного в пункте 1 статьи 311 ГК Республики Беларусь, стороны были обязаны определить денежную сумму (или способ ее определения), которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

При этом по общему правилу размер неустойки должен быть предопределен сторонами на момент заключения договора относительно имеющихся обязательств.

Стороны в п. 2.6 договора N 20-05/03 от 20.05.2003 предусмотрели размер неустойки как упущенную выгоду в трехкратном размере.

Согласно пункту 2 статьи 14 ГК Республики Беларусь упущенная выгода определяется как неполученные доходы, которые лицо, чье право нарушено, получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Из этого следует, что упущенная выгода может быть определена только в будущем и только в зависимости от обязательств кредитора в гражданском обороте с третьими лицами.

Таким образом, следует признать, что указав в п. 2.6 договора N 20-05/03 от 20.05.2003 размер неустойки как упущенную выгоду в трехкратном размере, стороны фактически не определили размер неустойки.

Следовательно, исковые требования об установлении факта ничтожности пункта 2.6 заключенного между сторонами договора N 20-05/03 от 20.05.2003 не подлежат удовлетворению, поскольку нельзя установить факт ничтожности несогласованного (незаключенного) сторонами условия договора.

В соответствии со статьей 108 ХПК Республики Беларусь расходы по госпошлине в сумме 240000 рублей суд относит на истца.

Руководствуясь статьями 61, 150 - 153 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, суд



решил:



1. В иске отказать.

Решение вступает в законную силу с момента его объявления в судебном заседании и может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные ХПК Республики Беларусь.









Предыдущий | Следующий

<<< Содержание

Новости законодательства

Новости Спецпроекта "Тюрьма"

Новости сайта
Новости Беларуси

Полезные ресурсы

Счетчики
Rambler's Top100
TopList