В Конституционный Суд Республики Беларусь обращаются лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, с жалобами о неприменении к ним правила об обратной силе уголовного закона.
Так, А.Н.Гришин, отбывающий наказание в исправительной колонии N 1, был осужден по части четвертой статьи 90 УК 1960 г. к восьми годам лишения свободы с конфискацией имущества и лишением воинского звания "полковник", по части пятой статьи 16 и части первой статьи 431 УК 1999 г. к двум годам лишения свободы и по части второй статьи 295 УК 1999 г. к одному году лишения свободы с конфискацией имущества. По совокупности преступлений окончательное наказание ему было определено путем поглощения менее строгих наказаний более строгим в виде лишения свободы сроком на восемь лет с отбыванием в исправительной колонии усиленного режима с конфискацией имущества и лишением воинского звания.
Определением Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь от 17 февраля 2004 г. его действия были переквалифицированы с части четвертой статьи 90 УК 1960 г. на часть четвертую статьи 209 УК 1999 г. (в редакции Закона от 22 июля 2003 г.), на основании которой было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на восемь лет с конфискацией имущества.
Из приговора и кассационного определения исключено указание на применение к А.Н.Гришину в соответствии с частью второй статьи 295 УК дополнительного наказания в виде конфискации имущества. По совокупности преступлений окончательное наказание в виде лишения свободы сроком на восемь лет оставлено прежним. Осталось в силе также указание на применение к нему дополнительных наказаний в виде конфискации имущества и лишения воинского звания.
Таким образом, Верховным Судом не была учтена переоценка опасности совершенного А.Н.Гришиным преступления, что произошло путем снижения Законом от 22 июля 2003 г. минимального и максимального пределов наказания в виде лишения свободы. Согласно части четвертой статьи 90 УК 1960 г. они были равны соответственно: 7 и 15 годам, по УК 1999 г. - 7 и 15 годам (часть четвертая статьи 209 в первоначальной редакции), 3 и 10 годам (часть четвертая статьи 209 в редакции Закона от 22 июля 2003 г.).
А.Н.Гришину первоначально был назначен срок лишения свободы, приближенный к минимальному, а после смягчения санкции части четвертой статьи 209 УК 1999 г. этот срок оказался приближенным к максимальному сроку избранного судом наказания.
В соответствии с письмом Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 10 января 2005 г. N 29/61, направленным в исправительные учреждения Республики Беларусь, по согласованию с Верховным Судом разрешено подготовить материалы для пересмотра приговоров в отношении лиц, которым при постановлении приговора назначался минимальный срок наказания, предусмотренный санкцией статьи УК, но в дальнейшем измененной новым уголовным законом в сторону смягчения.
На основании данного указания администрация исправительной колонии N 1 не направляла материалы в отношении А.Н.Гришина для пересмотра приговора в соответствии с правилом об обратной силе уголовного закона, мотивируя это тем, что ему был назначен не минимальный срок наказания, предусмотренный санкцией части четвертой статьи 209 УК, а на один год выше (т.е. не семь, а восемь лет).
Однако такой подход ограничивает применение к осужденным правила об обратной силе уголовного закона. Оно должно распространяться не только на случаи, когда осужденным назначен минимальный срок наказания, предусмотренный санкцией статьи УК, действовавшего на момент совершения преступления, но и во всех иных случаях, когда новым уголовным законом изменяется в сторону снижения оценка степени общественной опасности преступления, как это имело место, например, по делу А.Н.Гришина. На данное обстоятельство указывал Конституционный Суд и в своем решении от 21 октября 2003 г. "Об основаниях пересмотра приговоров в соответствии с правилом об обратной силе уголовного закона".
На основании изложенного Конституционный Суд считает возможным направление материалов в отношении А.Н.Гришина в суд для пересмотра приговора в соответствии с правилом об обратной силе уголовного закона.
Аналогичный подход должен быть соблюден и во всех иных случаях существенной переоценки более мягким уголовным законом степени общественной опасности ранее совершенных преступлений.
Вносится в порядке статьи 7 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь".
Принято на заседании Конституционного Суда 10 марта 2005 г.
Председатель Г.А.ВАСИЛЕВИЧ
|