Право
Загрузить Adobe Flash Player
Навигация
Новые документы

Реклама

Законодательство России

Долой пост президента Беларуси

Ресурсы в тему
ПОИСК ДОКУМЕНТОВ

Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 20.06.2005 N П-134/2005 "О праве собственности на квартиру члена жилищно-строительного кооператива, полностью внесшего паевые взносы до 1 мая 1994 г."

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года

Архив

< Главная страница






В Конституционном Суде Республики Беларусь на основании статьи 40 Конституции Республики Беларусь рассмотрены обращения граждан по вопросу права собственности на квартиру члена жилищно-строительного кооператива (далее - ЖСК), полностью внесшего паевые взносы до 1 мая 1994 г., но не оформившего права собственности на квартиру, и наследования этого имущества. Граждане указывают, что в случае смерти такого лица компетентными государственными органами в качестве наследственного имущества признаются, как правило, не квартира, а паенакопления. Такого рода обращения поступают в Конституционный Суд постоянно. При этом отмечается, что ранее граждане обращались в другие государственные инстанции, но надлежащей защиты своих прав не получили.

Проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь, Гражданского кодекса 1964 г. (далее - ГК 1964 г.), Гражданского и Жилищного кодексов Республики Беларусь, вступивших в силу с 1 июля 1999 г. (далее - соответственно Гражданский и Жилищный кодексы), Закона СССР от 6 марта 1990 г. "О собственности в СССР", Закона от 11 декабря 1990 г. "О собственности в Республике Беларусь" и других нормативных правовых актов, Конституционный Суд установил следующее.

В соответствии с частью первой пункта 2 статьи 7 Закона "О собственности в СССР" член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или другого кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное строение или помещение, предоставленные ему в пользование, приобретал право собственности на это имущество. Аналогичная норма содержалась в части первой статьи 18 Закона "О собственности в Республике Беларусь".

Данным нормам законов была придана обратная сила (пункт 3 постановления Верховного Совета СССР от 6 марта 1990 г. "О введении в действие Закона СССР "О собственности в СССР", часть четвертая пункта 3 постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 11 декабря 1990 г. "О введении в действие Закона Республики Беларусь "О собственности в Республике Беларусь"), с учетом чего в случаях выплаты паевых взносов до 1 июля 1990 г. (дата вступления указанного Закона СССР в силу) с этой даты члены ЖСК признаются собственниками предоставленных в пользование квартир.

Конституционный Суд при этом отмечает, что вышеупомянутые законы не требовали совершения каких-либо иных юридически значимых действий или специального оформления в качестве основания возникновения права собственности.

Аналогичную позицию занимал и Пленум Верховного Суда Республики Беларусь, который в постановлении от 19 июня 1992 г. N 7 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел по спорам между гражданами и жилищно-строительными кооперативами" (далее - постановление N 7) разъяснил, что в случае смерти члена ЖСК, полностью внесшего паевые взносы, после введения в действие Закона СССР наследники умершего имеют право наследовать его квартиру независимо от места их проживания (часть вторая пункта 18).

Законом Республики Беларусь от 3 марта 1994 г. "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь" часть вторая статьи 100 ГК 1964 г. была изложена в новой редакции, предусматривавшей возникновение права собственности на квартиру у члена ЖСК, полностью внесшего свой паевой взнос, с момента оформления этого права в установленном порядке. Согласно постановлению Верховного Совета Республики Беларусь о введении в действие этого Закона приведенная норма ГК 1964 г. подлежала применению к правоотношениям, возникшим после введения его в действие, то есть после 1 мая 1994 г.

Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 1994 г. N 11 пункт 18 постановления N 7 изложен в редакции, соответствующей новой редакции части второй статьи 100 ГК 1964 г. При этом вопрос об условиях наследования имущества членов ЖСК, выплативших паевые взносы в полном размере до 1 мая 1994 г., не разъяснен.

Вступившие в силу с 1 июля 1999 г. Гражданский кодекс (пункт 4 статьи 219) и Жилищный кодекс (часть первая статьи 103) содержат положения, аналогичные нормам части второй статьи 100 ГК 1964 г. (в редакции Закона от 3 марта 1994 г.). Согласно статье 1138 Гражданского кодекса, части второй статьи 127 Жилищного кодекса указанные нормы применяются к отношениям, возникшим после 1 июля 1999 г. По отношениям, возникшим до 1 июля 1999 г., они применяются к тем правам и обязанностям, которые возникли после вступления этих кодексов в силу.

Конституционный Суд обращает внимание на то, что отношения, связанные с приобретением права собственности на квартиру в доме ЖСК, регулируются законодательством, действующим на момент выполнения членом ЖСК всех условий, необходимых для приобретения указанного права. До 1 мая 1994 г. таким условием была полная выплата паевого взноса. Нормы ГК 1964 г. (в редакции Закона от 3 марта 1994 г.), Гражданского и Жилищного кодексов, определяющие возникновение права собственности на квартиру у члена ЖСК с момента оформления его в установленном порядке, регулируют приобретение права собственности на квартиру у членов ЖСК, не приобретших данного права по действовавшему ранее законодательству.

В связи с этим Конституционный Суд считает, что изменение законодательства о порядке признания права собственности на квартиру в ЖСК не может повлечь утраты права собственности члена ЖСК на эту квартиру: если он к моменту изменения законодательства полностью внес свой паевой взнос, то в силу закона он уже стал собственником.

По мнению Конституционного Суда, если член ЖСК выплатил паевые взносы в полном размере до 1 мая 1994 г., на основании чего приобрел право собственности на квартиру, то после его смерти наследственным имуществом является квартира независимо от оформления наследодателем права собственности на нее в установленном порядке. Аналогичную позицию занимает и Прокуратура Республики Беларусь (письмо от 14 марта 2005 г.). Такой подход полностью согласуется с конституционными гарантиями права собственности, принципами ее неприкосновенности и охраны законом права ее наследования (статья 44 Конституции), недопустимости обратной силы закона (часть шестая статьи 104 Конституции, статья 67 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь").

Согласно части первой статьи 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - ГПК) лица, не согласные с решением суда, вправе обжаловать его в вышестоящие суды и органы прокуратуры (часть первая статьи 399, абзац второй части второй статьи 437). Неприменение или неправильное применение судом подлежащих применению норм материального права, существенные нарушения норм материального права являются основаниями к отмене судебных решений как в кассационном, так и в надзорном порядке (пункт 2 части первой статьи 40-1, часть первая статьи 448 ГПК).

Проведенный Конституционным Судом анализ показал, что, отказывая в признании права собственности на квартиру (на долю в праве собственности на квартиру) на том основании, что наследодатель, выплативший паевые взносы в полном размере до 1 мая 1994 г., не оформил при жизни права собственности на нее в установленном порядке, государственные органы и должностные лица не применили при рассмотрении дел нормы материального права, подлежавшие применению. В результате граждане в предусмотренный законом срок не получили гарантированной Конституцией защиты своих прав в суде.

Конституционный Суд считает, что в рассматриваемых ситуациях существенно нарушены конституционные права граждан, в связи с чем, несмотря на истечение установленного частью четвертой статьи 437 ГПК трехлетнего срока на обжалование, заинтересованным лицам должна быть обеспечена возможность проверки состоявшихся судебных постановлений в установленном порядке. Конституционный Суд еще в 1998 году подвергал сомнению практику отказа в признании права собственности членов ЖСК, полностью внесших свои паевые взносы, но не оформивших права собственности на квартиру, направив соответствующие письма в компетентные государственные органы.

На основании изложенного и руководствуясь частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, статьями 1, 11, 40 Закона Республики Беларусь "О Конституционном Суде Республики Беларусь", в целях приведения в соответствие с законодательством практики наследования имущества члена ЖСК, внесшего свои паевые взносы до 1 мая 1994 г., но не оформившего при жизни права собственности на квартиру, и обеспечения безусловной реализации гражданами своих прав Конституционный Суд предлагает:

Совету Министров Республики Беларусь решить в установленном порядке вопрос о подтверждении права собственности членов ЖСК, внесших паевые взносы в полном размере до 1 мая 1994 г., но не оформивших данного права на квартиру и оспаривавших в определенные законом сроки отказ в признании их собственниками, в том числе в отношениях по наследованию имущества указанных лиц.

Вносится в порядке статьи 7 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь".

Принято на заседании Конституционного Суда 20 июня 2005 г.



Председатель Г.А.ВАСИЛЕВИЧ











Предыдущий | Следующий

<<< Содержание

Новости законодательства

Новости Спецпроекта "Тюрьма"

Новости сайта
Новости Беларуси

Полезные ресурсы

Счетчики
Rambler's Top100
TopList