Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Министерства по налогам и сборам по Витебской области на решение хозяйственного суда Витебской области от 24.11.2003, постановление кассационной инстанции этого суда от 18.12.2003 по делу N 312-4 по иску унитарного производственно-торгового предприятия "А" к инспекции Министерства по налогам и сборам по Витебской области о признании недействительным решения от 02.07.2003 N 114,
установила:
В судебное заседание не явился представитель ответчика, о дне слушания дела извещен, доказательством служит уведомление о вручении почтового отправления.
Согласно статье 293 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Решением хозяйственного суда Витебской области от 18.12.2003 удовлетворен иск унитарного производственно-торгового предприятия "А" и признано недействительным решение инспекции от 02.07.2003 N 114.
Постановлением кассационной инстанции от 18.12.2003 решение изменено и признано недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 118839425 рублей и применении экономических санкций в сумме 22782884 рубля. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит принятые судебные постановления изменить, в иске истцу отказать, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Продавцами товара являлись предприятия Российской Федерации. Первичными учетными документами, которые подтверждают факт ввоза товара из Российской Федерации, могут быть товарно-транспортные накладные установленного образца (форма 1-Т), которая утверждена постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 N 78. Истцом представлены товарные накладные. Счета-фактуры не подписаны главным бухгалтером и не соответствуют по форме и в соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации не имеют юридической силы и не могут служить основанием для проведения налоговых вычетов.
В судебном заседании представитель ответчика просит оставить без удовлетворения кассационную жалобу, ссылаясь на то, что налоговые вычеты произведены в соответствии со статьей 16 Закона Республики Беларусь "О налоге на добавленную стоимость". Факт ввоза товара подтверждается договорами и дополнительными соглашениями с предприятиями Российской Федерации, счетами-фактурами продавца, таможенными декларациями, товарными накладными. Налог на добавленную стоимость уплачен, что подтверждается платежными поручениями. Поэтому вывод инспекции о том, что отдельные нарушения в оформлении документов могут привести к аннулированию факта совершения хозяйственной операции, являются несостоятельными. Объективность совершения хозяйственной операции с нерезидентами не вызывает сомнения, что подтверждается многочисленными документами. Ответчиком не представлено никаких доказательств, опровергающих факт поставки товара. Доначисление налогов возможно только лишь в том случае, если будут представлены убедительные доказательства, опровергающие факт осуществления хозяйственной операции.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, Кассационная коллегия установила следующее.
По результатам проверки унитарного производственно-торгового предприятия "А" инспекцией Министерства по налогам и сборам по Витебской области 2 июля 2003 принято решение о доначислении налога на добавленную стоимость и применении экономических санкций.
Как указано в решении, плательщиком за 2002 год и январь - март 2003 завышены налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость. Так, принимался к вычету налог на добавленную стоимость при приобретении товаров у резидентов Российской Федерации на основании счетов-фактур продавца (резидента Российской Федерации), не соответствующих установленному образцу по форме и содержанию и не имеющих подписи главного бухгалтера продавца предприятия, предусмотренные требованиям Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914; принимался к вычету налог на добавленную стоимость по поступившим товарно-материальным ценностям от резидента Российской Федерации, оплата за которые производилась на основании договоров уступки требования без наличия акта сверки расчетов с поставщиком; принимался к вычету налог на добавленную стоимость по поступившим товарно-материальным ценностям от резидента Российской Федерации, при отсутствии первичного расчетного документа установленного образца, выставленного продавцом при приобретении товаров за 2002 год; плательщик принимал не в полном объеме вычеты по налогу на добавленную стоимость по поступившим и оплаченным товарам, а по мере реализации этих товаров, что привело к занижению налоговых вычетов в целом за 2002 год в сумме 734314 рублей, а за январь - март 2003 - в сумме 734314 рублей.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции сослался на незаконность принятого инспекцией решения.
Изменяя решение суда первой инстанции, кассационная инстанция сослалась на необоснованность выводов суда о том, что по действующим налоговым правилам для вычета налога при оплате новым кредитором акт сверки не требуется и не соответствует правилу, установленному пунктом 35 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, в соответствии с которым при приобретении товаров (работ, услуг) с последующей переменой лиц в обязательстве, вычету подлежат суммы налога, выделенные продавцом налогоплательщику, в момент осуществления расчета с поставщиком этих товаров (работ, услуг) при наличии акта сверки расчетов. В остальной части решение оставила без изменения, сославшись на то, что условием налогового вычета является фактическая уплата суммы налога налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) либо при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, которая, как указано в постановлении кассационной инстанции, подтверждена первичными учетными и расчетными документами.
Выводы кассационной инстанции являются обоснованными исходя из следующего.
Пунктом 4 статьи 16 Закона Республики Беларусь "О налоге на добавленную стоимость" предусмотрено, что налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных документов - платежных и расчетных документов установленного образца, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг),- либо на основании оформленных таможенных деклараций и копий платежных документов или иных документов, подтверждающих факт уплаты налога по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь.
Согласно пункту 35 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Государственного налогового комитета Республики Беларусь 29.06.2001 (в редакции от 17.06.2002) (далее - Инструкция) суммы налога, уплаченные продавцу - нерезиденту Республики Беларусь по ввозимым на территорию Республики Беларусь товарам, подлежат вычету только в том случае, если такой продавец является плательщиком налога по реализации данного товара в Республике Беларусь, Российской Федерации и ввоз товара производится из этого государства. Вычет сумм налога, уплаченных при приобретении товаров у налогоплательщиков Российской Федерации, производится в общеустановленном порядке.
В данном случае товар истцом приобретался у предприятий Российской Федерации (ООО "Б", ООО "В", ООО "Г"). В счетах-фактурах выделены как соответствующие суммы налога на добавленную стоимость, так и идентификационные номера налогоплательщиков. Факт поступления товара от указанных предприятий подтверждается товарными накладными, таможенными декларациями. В товарных накладных выделен налог на добавленную стоимость, он же перечислен на счета, указанные поставщиками.
Таким образом, суд обоснованно оценил все собранные по делу доказательства в совокупности и не ограничился лишь оценкой первичных учетных документов наличия либо отсутствия их юридической силы.
Ответчиком не представлено доказательств, достоверно подтверждающих неосуществление проверяемым, т.е. истцом конкретной хозяйственной операции.
Постановление кассационной инстанции в части отказа истцу о признании недействительным решения инспекции о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 8333331 рублей является обоснованным, так как акты сверки расчетов на момент осуществления истцом вычета налога на добавленную стоимость, не были представлены. Это условие предусмотрено пунктом 35 Инструкции.
Руководствуясь статьями 201, 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
постановила:
Постановление кассационной инстанции хозяйственного суда Витебской области от 18.12.2003 по делу N 312-4 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке установленном статьями 300 - 304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.
|