Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью (ООО) "А" к лицензирующему органу о признании недействительным приказа (решения) лицензирующего органа N 15 от 29.03.2005 об аннулировании лицензии на право осуществления профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам,
установил:
В заявлении суду ООО "А" указало, что приказом лицензирующего органа от 29.03.2005, N 15 принято решение об аннулировании лицензии за грубое нарушение законодательства при осуществлении профессиональной деятельности по ценным бумагам.
Решение лицензирующего органа не соответствует действующему законодательству и ущемляет законные права и интересы общества, поэтому заявитель просил признать недействительным приказ (решение) лицензирующего органа от 29.03.2005 N 15 об аннулировании лицензии общества на право осуществления профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам.
В судебное заседание представитель заявителя не явился. Заявитель судом о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении заказного почтового отправления.
Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал и указал, что основанием для принятия решения послужили результаты проверки общества Комитетом государственного контроля Республики Беларусь по вопросам профессиональной деятельности по ценным бумагам, которые были доведены до Комитета по ценным бумагам письмом от 01.03.2005 за N 08/3-703.
В результате проверки заявителя выявлены многочисленные нарушения действующего законодательства Республики Беларусь при осуществлении обществом профессиональной деятельности по ценным бумагам, которые по своему содержанию относятся к грубым нарушениям лицензиатом законодательства о лицензировании, установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности.
Проверив материалы дела, доводы представителя заинтересованного лица суд находит, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Согласно статье 42 ХПК Республики Беларусь хозяйственный суд разрешает спор о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, которым затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
Из материалов дела видно, что ООО "А" 25.06.2001 была выдана лицензия за N 04120 на право осуществления профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам сроком на 5 лет.
Комитетом госконтроля Республики Беларусь проведена проверка ООО "А" по вопросам профессиональной деятельности с ценными бумагами.
В ходе проверки установлено, что ООО "А" при осуществлении профессиональной деятельности с ценными бумагами допущены многочисленные нарушения действующего законодательства Республики Беларусь.
Так, профучастник систематически использовал векселя в оформлении расчетов с субъектами хозяйствования (лжепредпринимательскими структурами), исключенными из единого госрегистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или находящимися в стадии ликвидации, на общую сумму свыше 2,1 млрд.руб.
Установлено, что ООО "А" проводились с помощью векселей фиктивные финансовые операции - по актам приема-передачи общество передавало векселя, которые на дату передачи либо были уже погашены банком, либо находились у других субъектов хозяйствования - на общую сумму 93,7 млн.руб.
Выявлены также подложные документы (договора купли-продажи векселей, договора мены векселей, акты приема-передачи и т.д.), согласно которым ООО "А" проводились финансовые операции с векселями на общую сумму свыше 1,9 млрд.руб.
Кроме того, установлены факты искажения информации, представляемой в Комитет по ценным бумагам по форме 1-проф в 2003 г.
Суд считает, что заявителем допущены грубые нарушения законодательства при осуществлении профессиональной деятельности по ценным бумагам.
Пунктом 30 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Декретом N 17, предусмотрено, что в случае выявления в течение календарного года лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности, грубого нарушения лицензиатом, его обособленным подразделением (филиалом) законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение о ее аннулировании.
С учетом таких данных суд считает, что у лицензирующего органа имелись все основания для принятия приказа (решения) N 15 от 29.03.2005 об аннулировании лицензии ООО "А" на право осуществления профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам.
Суд не может согласиться с утверждением заявителя, что указанные в письме Комитета госконтроля Республики Беларусь от 01.03.2005 N 08/3-703 нарушения не имели место, соответственно, не могут быть положены в основу решения об аннулировании лицензии. Так общество систематически использовало векселя в оформлении расчетов с субъектами хозяйствования (лжепредпринимательскими структурами), исключенными из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или находящихся в стадии ликвидации.
Данные факты подтверждаются: копией выписки из решения Минского городского исполнительного комитета от 23.01.2003 N 46 в отношении торгового частного унитарного предприятия "Б"; копией ответа Оперативного управления службы по экономическим и налоговым преступлениям Главного управления внутренних дел г.Москвы МВД России от 14.01.2005 N 62/185; копией письма Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 15.02.2005 N 17/3-68609.
О том, что общество проводило с помощью векселей фиктивные финансовые операции: по актам приема - передачи общество передавало векселя, которые на дату передачи либо были уже погашены банком, либо находились у других субъектов хозяйствования.
Данные обстоятельства подтверждаются Постановлением апелляционной инстанции хозяйственного суда г.Минска от 31.05.2005, постановлением кассационной инстанции Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 20.07.2005 по указанному делу.
О подложности документов (договоров, купли-продажи векселей, мены векселей, актов приема-передачи и т.д.) подтверждается: копией пояснения строительно-монтажного частного унитарного предприятия "В" от 11.10.2004 N 78-5 (л.д. 30); копией письма ПВ ООО "Г" от 08.10.2004; копиями справок эксперта экспертно-криминалистического центра МВД Республики Беларусь ГУВД Мингорисполкома N 873, 874 от 03.05.2005.
Об искаженности информации представленной в Комитет по ценным бумагам в 2003 г. подтверждается постановлением суда Первомайского района г.Минска от 22.02.2005 в отношении заместителя генерального директора заявителя - Иванова И.И.
При наличии таких обстоятельств суд считает, что заявленные требования ООО "А" не обоснованны и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 190 - 193, 199 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "А" о признании недействительным приказа (решения) лицензирующего органа от 29.03.2005 N 15 в части аннулирования лицензии ООО "А" на право осуществления профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам - отказать.
Решение вступает в силу с момента принятия, но может быть обжаловано в порядке установленном ХПК Республики Беларусь.
|