Конституционным Судом Республики Беларусь рассмотрено обращение о разъяснении порядка применения Закона Республики Беларусь "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами" в части права пассажира на получение страхового возмещения при отсутствии проездных документов.
В соответствии с частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь на Конституционный Суд возложено осуществление контроля за конституционностью нормативных актов в государстве.
Оценку содержанию норм оспариваемого нормативного акта, а также смыслу, придаваемому акту практикой его применения, Конституционный Суд вправе дать при проверке акта на предмет его конституционности. Такая проверка может быть осуществлена Конституционным Судом на основании предложений Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь (часть четвертая статьи 116 Конституции).
Другие государственные органы, общественные объединения, а также граждане, согласно части четвертой статьи 6 Закона Республики Беларусь "О Конституционном Суде Республики Беларусь", могут выступить с соответствующей инициативой перед органами и лицами, обладающими правом на внесение предложений о проверке конституционности акта.
В силу предписаний пункта 2 части первой статьи 97 Конституции толкование законов отнесено к ведению Палаты представителей.
Порядок официального толкования нормативных правовых актов определен статьей 70 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", в соответствии с которой в случае обнаружения неясностей и различий в содержании нормативного правового акта, а также противоречий в практике его применения нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавший) этот акт, или, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, уполномоченный им орган осуществляют официальное толкование этих норм путем издания специального акта.
При толковании нормативного правового акта объясняется или уточняется содержание его правовых норм, определяется их место в законодательстве, а также функциональные и иные связи с другими нормами, регулирующими различные аспекты одного и того же вида общественных отношений.
Вместе с тем представляется возможным обратить внимание на следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса.
Действительно, согласно статье 1 Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами" обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами представляет собой отношения по обязательному страхованию перевозчиком своих имущественных интересов, связанных с риском своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью пассажира и (или) утраты, недостачи или повреждения (порчи) его багажа.
Пассажиром признается физическое лицо, которое в соответствии с договором перевозки, заключаемым им самим или от его имени, осуществляет посадку в транспортное средство, перевозится перевозчиком в пункт назначения, осуществляет высадку из транспортного средства. Потерпевшим (выгодоприобретателем) считается пассажир, жизни или здоровью которого причинен вред и (или) багаж которого при погрузке, перевозке либо выгрузке утрачен, уничтожен или поврежден (испорчен).
Согласно статье 13 указанного Закона страховым случаем является факт причинения вреда жизни, здоровью пассажира и (или) утрата, недостача или повреждение (порча) его багажа при осуществлении посадки, перевозки, высадки пассажира или погрузки, перевозки либо выгрузки багажа.
В силу предписаний пункта 2 статьи 740 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.
На большинстве видов транспорта билет выдается на предъявителя, и транспортная организация обязана исполнить договор перевозки в отношении любого лица, предъявившего билет.
На железнодорожном (за исключением пригородного сообщения) и воздушном транспорте билеты являются именными.
При перевозке пассажиров городским транспортом заключение договора совершается путем конклюдентных действий (посадка в автобус, троллейбус, трамвай, проход через турникет в метро). При этом, если в метро оплата за проезд предшествует посадке, а платеж за разовый проезд производится жетоном, магнитной карточкой, талоном либо предъявлением проездного билета, то в других видах городского транспорта оплата за проезд может осуществляться уже в ходе поездки, то есть в процессе исполнения договора перевозки.
Если перевозка осуществляется автомобилями такси, то окончательный расчет производится после завершения перевозки.
Ряд категорий граждан пользуются правом бесплатного проезда либо правом проезда по льготному тарифу.
Таким образом, если наличие билета бесспорно подтверждает заключение договора перевозки, то факт того, что пассажир и перевозчик находятся в отношениях, вытекающих из договора перевозки, не обязательно свидетельствует о том, что пассажир должен иметь билет во всех случаях.
При возникновении спора это обстоятельство, то есть отсутствие договора перевозки, должно быть доказано перевозчиком (например, при отказе пассажира от оплаты за проезд). Поэтому Конституционный Суд отмечает, что отсутствие билета либо иного документа, подтверждающего право на проезд, не является бесспорным доказательством того, что перевозчик и гражданин не состоят в договорных отношениях.
В связи с тем что договор перевозки пассажира является консенсуальным договором, оплата проезда выступает в качестве основной обязанности пассажира, выполнение которой может соотноситься по времени с различными стадиями (этапами) существования договора перевозки.
Более того, следует иметь в виду, что перевозчик несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью пассажира не по нормам законодательства, регулирующим договор перевозки пассажира, а по нормам ГК, регулирующим обязательства, возникающие вследствие причинения вреда (ст. 754 ГК). В этом случае перевозчик выступает как владелец источника повышенной опасности и потому несет ответственность независимо от вины.
С учетом изложенного Конституционный Суд полагает, что невключение проездного документа в перечень документов, предусмотренных статьей 16 Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами", после получения которых страховщик обязан составить акт о страховом случае и произвести выплату страхового возмещения, является оправданным.
Принято на заседании Конституционного Суда 1 декабря 2005 г.
Председатель Г.А.ВАСИЛЕВИЧ
|