Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, рассмотрев запрос, в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Принимая во внимание нормы подпункта 2.3 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 15 августа 2005 года N 373 "О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь" (далее - Указ N 373), с поставленными вопросами целесообразно обратиться в Совет Министров Республики Беларусь для получения соответствующего разъяснения.
В этой связи, можем изложить только свое мнение относительно названных вопросов.
1. В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Указа N 373 договоры и обязательства, заключенные до вступления в силу Указа N 373, исполняются в порядке, установленном законодательством, действовавшем до дня вступления в силу данного Указа, в течение не более одного года, без права продления срока их действия.
Абзацем вторым пункта 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 ноября 2005 года N 1317 "Об отдельных вопросах заключения и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь" (далее - постановление N 1317) также предусмотрено, что нормы подпункта 1.1 и 1.2 Указа N 373 не распространяются на договоры и обязательства, заключенные соответствующей организацией до 1 августа 2005 года, которые исполняются (без права продления их срока действия) в порядке, установленном законодательством, действовавшим до вступления в силу этого Указа, в течение не более одного года, до 1 августа 2006 года.
Следовательно, если в рассматриваемом случае договоры были заключены субъектами предпринимательской деятельности до 1 августа 2005 года и названными договорами в качестве оговорки была предусмотрена возможность прекращения обязательств путем проведения зачета встречных однородных требований, полагаем, что ограничения, установленные подпунктом 1.1 пункта 1 указа N 373, в данном случае не применяются (в том числе на проведение зачета встречных однородных требований).
2. Согласно главе 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК РБ) комиссия - это договор, содержание которого состоит в следующем:
во-первых, одна сторона (комиссионер) выполняет поручение другой стороны (комитента), но выступает в гражданском обороте от своего имени;
во-вторых, комиссионер выполняет юридические действия, то есть заключает одну или несколько сделок;
в-третьих, за услуги комиссионера выплачивается вознаграждение, то есть такой договор всегда является возмездным;
в-четвертых, по сделке, совершенной комиссионером с третьими лицами, права и обязанности приобретает сам комиссионер.
Таким образом, хотя участники комиссионного правоотношения и связаны одним обязательством, в нем можно различить "внутренние" и "внешние" правоотношения.
Внутренние правоотношения - это отношения комитента и комиссионера, оформленные договором комиссии.
Внешние правоотношения - это отношения комиссионера с третьими лицами, оформленные иными договорами, в рассматриваемом случае договор купли-продажи.
Во внешних правоотношениях комиссионер действует от собственного имени, как если бы ему принадлежали осуществляемые права, например, право собственности на передаваемую по договору комиссии вещь, которую он передает покупателю по договору купли-продажи.
Прямого запрета на заключение субъектами предпринимательской деятельности договора комиссии абзацем вторым подпункта 1.1 пункта 1 Указа N 373 не установлено.
Кроме того, пунктом 7 постановления N 1317 регламентировано, что прекращение обязательств без поступления денежных средств не ограничивается и соответствующими предельными нормативами, установленными Советом Министров Республики Беларусь, в случае удержания комиссионером (если иное не предусмотрено законодательными актами) причитающихся ему по договору комиссии сумм из всех сумм, поступивших к нему за счет комитента.
Следовательно, принимая во внимание изложенное и правила ГК РБ, полагаем, что уплата (удержание) комиссионного вознаграждения за поручение, выполненное комиссионером по договору комиссии, не нарушает требований Указа N 373.
Управление законодательства
и международных отношений
|