Конституционный Суд Республики Беларусь рассмотрел обращение, в котором указывается, что в коллективном договоре предприятия предусмотрено заключение договора добровольного страхования дополнительной пенсии в пользу своих работников, в связи с чем возник вопрос о возможности заключения такого договора, поскольку РДУСП "Стравита" одновременно выступит и в качестве страхователя как наниматель, и в качестве страховщика как организация, оказывающая подобного рода услуги.
Проанализировав соответствующие положения Гражданского и Трудового кодексов, иных законодательных актов Республики Беларусь, касающихся поставленного вопроса, Конституционный Суд обращает внимание на следующее.
Согласно статье 817 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) страхование осуществляется на основании договоров страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Добровольное страхование осуществляется путем заключения договоров по соглашению сторон в соответствии с законодательством.
Законодательное определение договора страхования приведено в пункте 1 статьи 819 ГК, согласно которому по договору страхования одна сторона (страховщик) обязуется при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или третьему лицу (выгодоприобретателю), в пользу которого заключен договор, причиненный вследствие этого события ущерб застрахованным по договору интересам в пределах определенной договором суммы (страховой суммы), а другая сторона (страхователь) обязуется уплатить обусловленную договором сумму (страховой взнос, страховую премию).
В силу предписаний статьи 830 ГК договор страхования должен быть заключен в письменной форме, при этом между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора страхования (статья 832 ГК).
Договор страхования дополнительной пенсии, являясь гражданско-правовым договором, подчиняется правилам и нормам, касающимся заключения договора и условий его действительности.
Согласно общим положениям о договоре в гражданском праве договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Из правила о том, что гражданско-правовые обязательства прекращаются совпадением должника и кредитора в одном лице (статья 383 ГК), следует и невозможность возникновения обязательств в случаях, когда от имени кредитора и должника по договору страхования дополнительной пенсии выступает одно лицо. Заключение договора страхования невозможно в случае совпадения страховщика и страхователя в одном лице, даже если он заключается в пользу работника как выгодоприобретателя.
В соответствии с частью первой статьи 361 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) коллективный договор является локальным нормативным актом, регулирующим трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными (часть первая статьи 362 ТК). В пунктах 5 и 12 части второй статьи 364 ТК предусмотрено, что в коллективном договоре могут содержаться вопросы о гарантиях социального страхования работников, улучшения условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя.
В то же время в силу предписаний статьи 7 ТК коллективные договоры должны заключаться и приниматься в соответствии с законодательством.
Мотив заключения договора дополнительного страхования пенсии (в рассматриваемом случае - в целях реализации положений коллективного договора) не влияет на природу договора страхования и его действительность.
Более того, статьей 10 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" установлено, что Гражданский кодекс имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права. Следовательно, при разрешении поставленного вопроса нормы ГК имеют приоритетное значение.
При таких обстоятельствах представляется возможным решение вопроса либо путем страхования РДУСП "Стравита" дополнительной пенсии в пользу своих работников, работающих по трудовым договорам, у других страховщиков, осуществляющих такой вид страхования, либо путем заключения договоров добровольного страхования дополнительной пенсии с РДУСП "Стравита" непосредственно самими работниками.
С учетом того, что Указ Президента Беларуси от 12 мая 2005 г. N 219 "О страховых взносах, включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), и порядке создания государственными страховыми организациями фондов предупредительных (превентивных) мероприятий за счет отчислений от страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов" не дает однозначного ответа о возможности его применения для разрешения ситуаций, подобных той, в которой оказалось РДУСП "Стравита" в связи с добровольным страхованием дополнительной пенсии в пользу своих работников, Конституционный Суд предлагает обратиться в Администрацию Президента Республики Беларусь с просьбой о возможном распространении норм данного Указа на случаи такого страхования либо о внесении в Указ соответствующих дополнений.
Принято на заседании Конституционного Суда 17 апреля 2006 г.
Председатель Г.А.ВАСИЛЕВИЧ
|