Хозяйственный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Иванова И.И., к индивидуальному предпринимателю Петровой П.П.третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне ответчика: СП ООО "А" признании заведомо ложным аудиторского заключения от 01.03.2003 года N 2,
установил:
Истец Иванов И.И. обратился в хозяйственный суд с иском к ответчику - индивидуальному предпринимателю Петровой П.П. о признании заведомо ложным составленного ею аудиторского заключения от 01.03.2003 г. N 2 о фактическом формировании уставного фонда юридического лица с иностранными инвестициями - совместного предприятия ООО "А".
В обоснование требования о признании аудиторского заключения заведомо ложным Иванов И.И. указал, что по условиям учредительного договора от 19.01.2001 г., он, как один из учредителей СП ООО "А", должен был внести в уставный фонд СП ООО "А" головную станцию "P" CPU-8000.
В соответствии с частью 1 статьи 87 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь объявленный уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями должен быть сформирован за счет внесения в него каждым из учредителей своей доли.
Свой неденежный вклад в уставной фонд СП ООО "А" он не вносил, о чем свидетельствует отсутствие подписанного им акта приема-передачи или накладной, являющихся первичным учетным документом.
Однако, 01.03.2003 г. ответчиком - аудитором - предпринимателем Петровой П.П. было составлено аудиторское заключение N 2 "О фактическом формировании уставного фонда юридического лица с иностранными инвестициями - совместного предприятия СП ООО "А", из содержания которого усматривается вывод аудитора о том, что по состоянию на 01.03.2003 г. исходя из документов бухгалтерского учета совместного предприятия уставный фонд всеми его участниками сформирован полностью, что не соответствует действительности.
Оспариваемое аудиторское заключение противоречит также постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 г. N 67 "Об утверждении форм аудиторских заключений о фактическом формировании уставного фонда юридического лица с иностранными инвестициями...", согласно которому факт формирования уставного фонда должен подтверждаться документами бухгалтерского учета, Таких документов, свидетельствующих о передаче Ивановым И.И. своего вклада (доли) в уставный фонд СП ООО "А" не было и нет.
Названное аудиторское заключение нарушает права и законные интересы учредителя СП ООО "А" Иванова И.И. в той части, что он заинтересован в полном, своевременном и в установленном законодательством порядке формирования уставного фонда предприятия.
В соответствии со статьей 12 Закона РБ "Об аудиторской деятельности" аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или не соответствующее результатам проверки является заведомо ложным. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования о признании аудиторского заключения заведомо ложным по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик иск не признала, указав на его необоснованность.
В обоснование возражений против иска ответчик пояснила, что документальное подтверждение факта формирования уставного фонда СП ООО "А" было проведено на основании договора от 09.02.2003 г., заключенного с названным предприятием.
Аудиторская проверка проводилась методом изучения предъявленных директором совместного предприятия, учредителем и главным бухгалтером предприятия документов, подтверждающих фактический взнос учредителями объявленного неденежного вклада: устава и учредительного договора совместного предприятия, свидетельства о регистрации предприятия, заключения независимых экспертов достоверности оценки неденежного вклада в уставный фонд юридического лица, импортной декларации, товарной накладной, актов приема-передачи имущества, инвентарных карточек учета основных средств, регистров бухгалтерского учета, главной книги.
Все предъявленные аудиту документы были представлены в полном объеме и в соответствии с требованиями законодательства.
Основным условием при проведении аудита по факту формирования уставного фонда в неденежной форме коммерческой организации с иностранными инвестициями согласно статье 88 Инвестиционного кодекса РБ и выдаче аудиторского заключения является наличие актов экспертизы достоверности неденежных вкладов участников, оформленных в соответствии с Порядком проведения экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица, утвержденного приказом Министерства экономики Республики Беларусь от 10.04.1996 г. N 26, так как согласно п. 3.1 и 3.1.2 Порядка эксперт подтверждает полноту и правильность составления представленных документов и соответствие передаваемого имущества, оговоренного в документах правовой регистрации, отраженному в инвентарных карточках и других документах.
Аудиту были предъявлены все экспертные заключения на взнос вкладов в неденежной форме, в том числе и экспертное заключение от 16.12.2002 г. N 4-III/02, выданное ЧУЭП "З" о подтверждении внесения взноса в уставный фонд участником Ивановым И.И. на сумму 5000 долларов США.
При проведении аудита по факту формирования уставного фонда СП ООО "А", выдаче аудиторского заключения от 01.03.2003 г. N 2 не были обнаружены какие-либо искажения или исправления в предъявленных документах, несоответствие учредительным документам, нарушения в отражении данных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
В компетенцию аудитора не входят личные встречи с учредителями, ведение опроса по факту формирования уставного фонда, проверка соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета, сверка подписей в первичных документах и отражение данных фактов в аудиторском заключении.
Представители третьего лица на стороне ответчика пояснили хозяйственному суду следующее.
При организации предприятия Иванов И.И. являлся учредителем СП ООО "А" с долей 5% уставного фонда, что соответствовало 5000 долларов США.
При регистрации 19.01.2001 г. совместного предприятия Иванов И.И. подписал в присутствии нотариуса учредительные документы и приложения к ним, в которых указано, что он вносит в уставный фонд предприятия свой вклад в неденежной форме, а именно подстанцию "P" CPU-8000, которая является неотъемлемой функциональной частью всего технического комплекса.
В СП ООО "А" 30.11.2003 г. Ивановым И.И. подано заявление о выходе из состава участников общества и выплате ему доли в уставном фонде. На состоявшемся собрании участников общества было принято решение о выходе Иванова И.И. из состава участников общества и выплате ему причитающейся доли в сумме 11000000 руб. Указанная сумма перечислена Ивановым И.И. платежными поручениями N 83 от 18.03.2004 г., N 94 от 23.03.2004 г., N 149 от 23.04.2004 г.
Заявление Иванова И.И. о том, что он не вносил неденежный вклад в уставный фонд СП ООО "А" является голословным и опровергается следующими доказательствами: подписанными им учредительными документами (уставом и учредительным договором) СП ООО "А", наличием в комплексе устройства "P" CPU-8000, копией акта приема-передачи Ивановым И.И. головной станции в уставный фонд предприятия от 01.03.2002 г., подлинник которого Ивановым И.И. незаконно изъят у бухгалтерии во время его работы в должности главного инженера предприятия, актом проверки КГК Брестской области от 22.08.2002 г., заявлением истца о выходе из общества и выплате доли в уставном фонде предприятия, платежными документами о выплате предприятием Иванову И.И. его доли в уставном фонде.
Кроме того, представители СП ООО "А" считают, что Иванов И.И., не являясь на момент обращения в хозяйственный суд с иском участником СП ООО "А", не имеет законного права подавать иски о признании заведомо ложным аудиторского заключения о порядке формирования уставного фонда данного предприятия.
Выслушав истца, его представителя, ответчика, представителей третьего лица, исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами, а также истребованные хозяйственным судом из прокуратуры Брестской области и УДФР КГК Республики Беларусь Брестской области материалы проверок по вопросу формирования уставного фонда СП ООО "А" по жалобам Иванова И.И., хозяйственный суд считает исковые требования истца необоснованными по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ответчиком на основании договора от 09.02.2003 г. N ", заключенного с СП ООО "А" проведена проверка правильности и своевременности формирования уставного фонда СП ООО "А", по результатам которой составлено аудиторское заключение от 01.03.2003 г. N 2 "О фактическом формировании уставного фонда юридического лица с иностранными инвестициями - СП ООО "А", в котором аудитор - ответчик по делу пришел к выводу о том, что исходя из документов бухгалтерского учета и уставных документов уставный фонд совместного предприятия сформирован всеми участниками полностью, порядок и срок формирования уставного фонда в размере 100% соответствуют нормативным актам и учредительным документам.
Хозяйственный суд полагает, что аудиторское заключение от 01.03.2003 г. N 2, составленное по результатам проведенной ответчиком аудиторской проверки, соответствует результатам аудиторской проверки.
Согласно учредительному договору и уставу Совместного белорусско-российского предприятия "А", общества с ограниченной ответственностью г.Брест, одним из учредителей которого являлся истец - Иванов И.И., последний, то есть Иванов И.И. вносит в уставный фонд названного предприятия неденежный вклад - головную станцию "P" CPU-8000 в количестве 1 шт. стоимостью 5000 долларов США.
Факт внесения истцом в уставный фонд СП ООО "А" головной станции подтверждается представленной третьим лицом копией акта приема-передачи от 01.03.2002 г., подписанным Ивановым И.И., заключением экспертизы от 15.01.2001 г. N 4-1/01 достоверности оценки неденежного вклада в уставный фонд юридического лица, составленным ЧУЭП "З", актом проверки КГК Брестской области от 22.08.2002 г., инвентарной карточкой учета основных средств и оборотно-сальдовой ведомостью СП, подтверждающими фактическое наличие головной станции у СП, платежными поручениями СП ООО "А" N 94 от 23.03.2004 г.,N 149 от 23.04.2004 г., N 83 от 18.03.2004 г. о выплате Иванову И.И. 11000000 руб. его доли в уставном фонде на основании заявления Иванова И.И. от 30.11.2003 г. и протокола решения собрания учредителей от 28.11.2003 г. N 4.
Согласно статье 12 Закона Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности" под заведомо ложным аудиторским заключением для целей настоящего Закона понимается аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или не соответствующее результатам проверки.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что оспариваемое истцом аудиторское заключение от 01.03.2003 г. N 2 составлено ответчиком по результатам проведенной им аудиторской проверки и соответствует ее результатам, хозяйственный суд не находит оснований для признания его заведомо ложным.
Довод третьего лица о неподведомственности спора хозяйственному суду является ошибочным и не может быть принят судом во внимание.
Споры, связанные с условиями учредительства подлежат рассмотрению хозяйственным судом в соответствии с постановлением Пленумов Верховного Суда Республики Беларусь и ВХС Республики Беларусь от 22.06.2000 г. N 4/3 "О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда, Пленума ВХС от 25.03.2004 г. N 2/6).
Ссылка истца на гарантийное письмо директора СП ООО "А" от 12.12.2003 г. о выплате в срок до 01.04.2004 г. денежной суммы в эквиваленте 5000 долларов США не может быть принята хозяйственным судом во внимание, поскольку названное письмо не опровергает выводы суда о доказанности факта внесения истцом своей части неденежного вклада (головной станции "P" CPU-8000) в уставный фонд СП ООО "А".
Кроме того, из гарантийного письма директора СП ООО "А" усматривается, что названное предприятие гарантирует истцу возвращение ему ранее внесенных денег в эквиваленте 5000 долларов США, то есть третье лицо данным письмом подтверждает факт внесения Ивановым И.И. помимо неденежного вклада в уставный фонд совместного предприятия еще и денежных средств в размере, равном 5000 долларов США.
Расходы истца по оплате искового заявления госпошлиной подлежат отнесению на ответчиков в равных частях.
На основании статьи 12 Закона Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности", руководствуясь статьями 133, 190 - 193, 203, 267 - 269 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, суд -
решил:
В удовлетворении иска о признании заведомо ложным аудиторского заключения от 01.03.2003 г. N 2 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 15 дней после его принятия хозяйственным судом.
|