Вопрос: Правомерно ли заключение между резидентами Республики Беларусь договора возвратного лизинга, при котором лизингополучатель и продавец совпадают в одном лице.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, рассмотрев Ваше обращение от 19.07.2006 г. N 87 о договоре "возвратного" лизинга, сообщает следующее.
В связи с тем, что оценка правомерности действий субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении последними хозяйственной (экономической) деятельности может быть дана судом при рассмотрении конкретной спорной ситуации, в том числе, принимая во внимание правила статьи 70 Закона Беларуси от 10 января 2000 года "О нормативных правовых актах в Республике Беларусь", согласно которым Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь не является органом, осуществляющим официальное толкование нормативных правовых актов, в пределах своей компетенции можем изложить только свое мнение относительно поставленных вопросов.
В отношениях лизинга на территории Республики Беларусь, при определении осуществляемого вида лизинга целесообразно руководствоваться классификацией, предусмотренной Положением о лизинге на территории Республики Беларусь (далее - Положение), утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.12.1997 г. N 1769. Данным Положением приведены признаки основных видов лизинга: финансового и оперативного, поскольку каждый из них имеет свои особенности бухгалтерского учета, международного и внутреннего, сублизинга (пункты 1.5 - 1.7).
Иная классификация дана в Конвенции о межгосударственном лизинге (далее - Конвенция), подписанной в г. Москве 25.11.1998 г. и ратифицированной Республикой Беларусь (Закон Республики Беларусь от 09.11.1999 г. N 309-З). Конвенция устанавливает более расширенную классификацию лизинга по видам, по сравнению с Положением. Предметом Конвенции является лизинговая деятельность, в которой участвуют лизинговые компании и хозяйствующие субъекты любых двух или более государств - участников Конвенции.
Статьи 1 и 3 Конвенции определяют суть возвратного лизинга. При этом указанная Конвенция не регламентирует лизинговую деятельность между субъектами хозяйствования Республики Беларусь.
Вместе с тем, действующее Положение о лизинге не препятствует деятельности, при которой продавец (поставщик) объекта лизинга продает его лизингополучателю, а тот, в свою очередь, сдает этот объект в лизинг указанному поставщику, выступающему, в этом отношении, в качестве лизингополучателя.
Кроме того, по договору возвратного лизинга возникает такая же схема отношений, как и при обычном лизинге: лизингодатель и лизингополучатель сначала заключают договор лизинга, а затем лизингодатель реализует свою обязанность по приобретению лизингового имущества путем заключения договора купли - продажи, где продавцом имущества является лизингополучатель. В договоре лизинга следует делать ссылки на договор, связанный с осуществлением договора купли - продажи (поставки) по данному объекту лизинга (пункт 2 Положения).
Также отметим, что в силу принципа свободы договора стороны вольны в выборе конкретного вида договора, которым бы они желали опосредовать свои отношения. Предметом их выбора может быть и договор, который не нашел отражения в законодательстве, главное, чтобы он этому законодательству не противоречил.
Таким образом, поскольку нормативные правовые акты, регулирующие лизинговую деятельность в Республике Беларусь не содержат запрета на то, чтобы поставщик объекта лизинга выступал одновременно и в качестве лизингополучателя этого объекта, можно сделать вывод о правомерности возвратного лизинга.
Управление законодательства
и международных отношений
|