Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, рассмотрев Ваш запрос от 9 августа 2006 года N 01-48/711, сообщает следующее.
1. Целью ликвидационного производства в деле об экономической несостоятельности (банкротстве) является максимальное удовлетворение всех требований кредиторов.
В соответствии с частью восьмой статьи 150 Закона Беларуси от 18 июля 2000 года "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника признаются погашенными.
Согласно части первой статьи 153 Закона имущество должника, оставшееся после полного погашения всех требований кредиторов и произведения необходимых выплат, передается собственнику этого имущества, учредителям (участникам) должника - юридического лица или лицу, уполномоченному собственником имущества, учредителями (участниками) должника.
Исходя из изложенного, полагаем, что нормы части первой статьи 153 Закона следует распространять на случаи полного погашения всех требований кредиторов, иное их применение влечет нарушение прав кредиторов и несоблюдение основных принципов ликвидационного производства, направленных на реализацию его цели.
2. Законом предусмотрена возможность продажи любого имущества должника в целом, как имущественного комплекса, либо по частям.
В соответствии с абзацем пятым части девятой статьи 130 Закона начальная цена предприятия, как имущественного комплекса, устанавливается хозяйственным судом по ходатайству собрания кредиторов или комитета кредиторов в соответствии с законодательством.
Частью шестой статьи 131 Закона предусмотрено, что начальная цена части имущества должника, выставляемой на торги, устанавливается по ходатайству управляющего хозяйственным судом.
Данные нормы применяются при продаже имущества в ликвидационном производстве, в части, не урегулированной специальными нормами статей 141 - 154 Закона, и не противоречащей им.
Вместе с тем, в силу частей первой, второй статьи 142 Закона после открытия ликвидационного производства управляющий осуществляет продажу имущества должника на торгах, если хозяйственным судом, собранием кредиторов или комитетом кредиторов в соответствии с законодательством не установлен иной порядок продажи имущества должника.
Порядок и срок продажи имущества должника должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кредиторов.
На основании изложенного, учитывая, что нормами Закона не предусмотрены правила и особенности установления начальной цены имущества, продаваемого в ликвидационном производстве, считаем, что при продаже в ликвидационном производстве имущества должника, не носящего статус ограниченно оборотоспособного, хозяйственный суд вправе установить его начальную цену в случаях и по основаниям, признанным им уважительными.
3. Согласно статье 94 Закона в период с момента открытия конкурсного производства до момента прекращения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве или завершения ликвидационного производства не допускается зачет взаимных требований должника и кредиторов, не предусмотренный планом санации, утвержденным в соответствии с настоящим Законом.
Учитывая, что в статье речь идет как о прекращении хозяйственным судом производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), так и о завершении ликвидационного производства, являющихся результатом, соответственно, санации и ликвидационного производства, решение о которых принимается хозяйственным судом на основании плана санации или плана ликвидации, считаем возможным осуществлять зачет взаимных требований должника и кредиторов, предусмотренный планом санации или планом ликвидации.
4. Полагаем, что к данной ситуации в большей части применимо основание, предусмотренное абзацем седьмым статьи 146 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которым правом хозяйственного суда является приостановление производства по делу в случае рассмотрения судом иностранного государства или международным арбитражным (третейским) судом другого дела, решение по которому может иметь значение для рассмотрения этого дела.
Вместе с тем, в целях защиты прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности - резидента Республики Беларусь рекомендуем рассмотреть дело по существу с тем, чтобы получить возможность предъявить исполнительный документ, вынесенный на основании судебного постановления хозяйственного суда, в порядке, установленном Соглашением между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов Российской Федерации (Москва, 17 января 2001 года), и исполнить его на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством этой страны об экономической несостоятельности (банкротстве).
5. В соответствии с абзацем третьим, шестнадцатым статьи 76 Закона с момента назначения антикризисный управляющий обязан обеспечивать сохранность имущества должника и принимать меры по его защите; организовывать продажу имущества должника, удовлетворение требований кредиторов в порядке, установленном Законом.
Следствием невыполнения управляющим своих обязанностей является привлечение его к предусмотренной законодательством Республики Беларусь ответственности.
Считаем, что списание управляющим неликвидного, изношенного, не подлежащего продаже имущества, а также продажа такого имущество в порядке ином, чем это предусмотрено Законом, является невыполнением обязанностей управляющего.
6. Исходя из содержания абзацев четвертого, восьмого статьи 90 Закона с момента открытия конкурсного производства управление делами должника, в том числе право управления имуществом должника, возлагается на управляющего.
Абзацем тринадцатым статьи 76 Закона антикризисный управляющий наделен обязанностью производить выделение и исключение из состава имущества должника имущества третьих лиц.
Вышеназванными обстоятельствами обусловлен предусмотренный частью третьей статьи 105 Закона момент начала течения срока исковой давности для подачи антикризисным управляющим иска о возврате имущества должника, в силу пункта 1 статьи 201 Гражданского кодекса Республики Беларусь рассматриваемый как день, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, то есть как момент начала течения общего трехгодичного срока исковой давности.
Таким образом, полагаем, что нет оснований ограничивать антикризисного управляющего общим сроком исковой давности при предъявлении иска о возврате имущества должника, соответственно, можно применять часть третью статьи 105 Закона к требованиям о возврате денежных средств должника. Исключение будет составлять иск о возвращении денежных средств должника, в отношении которого установлен специальный срок исковой давности.
Заместитель Председателя Л.Г.КОЗЫРЕВА
|