Вопрос: В соответствии с условием контракта споры между предприятием "А" (Республика Беларусь) и предприятием "Б" (Грузия) разрешаются в хозяйственном суде Могилевской области.
Вправе ли предприятие "А" обратиться в хозяйственный суд Могилевской области с иском о взыскании задолженности с предприятия "Б"?
Ответ: Статьей 21 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22.01.1993) (далее - Конвенция), участниками которой, в частности, являются Республика Беларусь и Республика Грузия, предусмотрена возможность заключения между сторонами пророгационного соглашения, касающегося передачи спора на разрешение компетентного суда одного из государств-участников Конвенции по своему выбору.
Принимая во внимание положения пункта 1 статьи 21 Конвенции, статьи 237 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК), при наличии заключенного письменного (пророгационного) соглашения сторон по сделке, одна из которых является иностранным лицом, о передаче хозяйственного (экономического) спора на рассмотрение хозяйственного суда Республики Беларусь, хозяйственный суд вправе рассматривать такой спор при условии, что не изменяется исключительная компетенция иностранного суда.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 10 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 02.12.2005 г. N 31 "О практике рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц" выбор хозяйственного суда, полномочного рассматривать спор, производится в соответствии со статьями 48, 52 ХПК.
Пророгационным соглашением стороны не вправе также изменять родовую подсудность, то есть предусмотреть рассмотрение спора в Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь, если иск подсуден хозяйственному суду областей и г.Минска, и наоборот.
Таким образом, обращение с иском в хозяйственный суд Могилевской области о взыскании задолженности по договору с иностранного лица не противоречит хозяйственному процессуальному законодательству Республики Беларусь. Вместе с тем, следует учитывать исключительную компетенцию судов Республики Грузия, которая в силу пункта 1 статьи 21 Конвенции, не может быть изменена соглашением сторон.
|