Вопрос: РУП "И" (генпроектировщик по строительству спортивного центра) заключил договор субподряда с итальянской компанией на выполнение проектных работ по системам холодоснабжения для объекта строительства. Условиями договора предусмотрено, что техническая документация, подготовленная проектировщиком, может использоваться только при строительстве и эксплуатации названного объекта и не может использоваться на других объектах без согласия проектировщика (итальянской компании). Проектировщик сохраняет за собой право использовать чертежи, расчеты и другую документацию, подготовленную по данному объекту при выполнении проектных работ на других объектах при согласии заказчика (РУП "И"). Также в соответствии с договором заказчик обязуется сохранять полную конфиденциальность о методах и способах реализации проектировщиком договорных обязательств. Как предусмотрели в договоре стороны, во всем, что не предусмотрено договором, применяются нормы законодательства Республики Беларусь.
Законодательством Республики Беларусь предусмотрено, что разработанная проектная документация подлежит экспертизе.
Однако в органах государственной экспертизы Беларуси отсутствуют специалисты, способные осуществить экспертизу разработанной проектной документации.
Возможно ли привлечение органами государственной экспертизы других организаций, занимающихся выполнением проектных работ по системам холодоснабжения, с целью осуществления последними экспертизы проектной документации, разработанной итальянской компанией и не будут ли данные действия противоречить условиям договора и нормам международного права?
Ответ: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь сообщает, что не вправе давать заключения относительно содержания и порядка исполнения сделок, которые можно было бы расценить как юридическое консультирование одной из сторон договора.
Принимая во внимание вышеизложенное, Высший Хозяйственный Суд полагает возможным разъяснить следующее.
Статьей 1125 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) установлена коллизионная привязка в отношении договора подряда, в соответствии с которой при отсутствии соглашения сторон договора о подлежащем применению праве к договорам подряда применяется право страны, где имеет основное место деятельности подрядчик.
Эта норма носит диспозитивный характер, и по соглашению сторон от нее возможны отступления, например, когда непосредственно в самом тексте договора в качестве одного из условий сделки указывается на применение к отношениям, вытекающим из договора, законодательства конкретного государства.
При выборе права стороны в договоре могут ссылаться не только на внутреннее национальное законодательство, но также и на акты международного характера.
Применительно к ситуации следует отметить, что нормы международного права, регулирующие права и обязанности заказчика и подрядчика при выполнении проектных работ и имеющие обязательную силу для Республики Беларусь, в настоящее время действуют только в рамках правового поля Содружества Независимых Государств и не распространяются на субъектов права иных зарубежных стран.
Также на сегодня отсутствуют и международные договоры с участием Республики Беларусь, устанавливающие порядок использования конфиденциальной информации, не являющейся объектом интеллектуальной собственности.
|