Вопрос: В договоре на транспортно-экспедиционное обслуживание, заключенному между резидентами РБ и РФ, предусмотрена подсудность - хозяйственный г.Минска. Истец (компания из Минска) намерен обратиться в указанный суд к ответчику - резиденту РФ. В этой ситуации при расчете госпошлины каким нормативным актом следует руководствоваться - Законом Республики Беларусь "О государственной пошлине" или Ашгабатским соглашением от 24 декабря 1993 года? В какой валюте следует оплачивать госпошлину (валюта иска - евро)?
Ответ: Часть первая статьи 2 Соглашения о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств, заключенного в г. Ашгабате 24 декабря 1993 года (с изменениями, внесенными Протоколом от 01 июня 2001 года), устанавливает ставки государственной пошлины при обращении с иском в суд другого государства.
При обращении резидента Республики Беларусь с иском в хозяйственный суд Республики Беларусь к субъекту хозяйствования, являющемуся резидентом иного государства, при расчете и уплате государственной пошлины следует руководствоваться Законом Республики Беларусь от 10 января 1992 года "О государственной пошлине" (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон).
В соответствии с частью второй статьи 46 Налогового кодекса Республики Беларусь уплата налогов, сборов (пошлин) производится в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях, если иное не установлено законодательными актами.
Согласно части четвертой статьи 4 Закона государственная пошлина может уплачиваться в иностранной валюте плательщиками, не являющимися налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящимися за пределами Республики Беларусь.
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что уплата резидентом Республики Беларусь государственной пошлины при подаче иска в хозяйственный суд Республики Беларусь осуществляется в белорусских рублях независимо от валюты обязательства.
Одновременно обращаем внимание на необходимость правильной квалификации отношений сторон в описанной ситуации, так как частью третьей статьи 20 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в городе Минске 22 января 1993 года (с изменениями, внесенными Протоколом от 28 марта 1997 года), установлена исключительная подсудность по искам к перевозчикам, вытекающим из договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, предъявляемым по месту нахождения управления транспортной организации, к которой в установленном порядке была предъявлена претензия.
|